Судя по поведению инвесторов, от «спасения» Греции (оставят ли ее в еврозоне) сегодня зависит, будет ли коллапс на всех без исключения рынках или нет. Однако вопрос «спасут ли Грецию?» представляется все более бессмысленным по многим причинам.
Очевидно, что выход из еврозоны Греции, открывающий дорогу и для выхода Испании, наименее выгоден Германии. Стоимость евро в этом случае должна резко вырасти. На фоне кардинальных проблем в крупнейших европейских банках и необходимости их рекапитализации, да и неспособности Греции и Испании «покупать немецкое» за локальную валюту это приведет к существенному падению экспорта из Германии. Этот процесс заденет и другие страны — Францию, Финляндию и Бенилюкс, принося существенную рецессию в еврозону.
Греции, напротив, выход из зоны евро выгоден. Для нее этот результат будет похож на кризис 1998 года в России — резкое падение национальной валюты, сокращение внутренних обязательств и расходов бюджета и рост конкурентоспособности экономики. Оставаясь в зоне евро, Греция продолжит политику обещаний, запугивания и обмана по отношению к валютному союзу, останется очагом напряженности для рынков, неумолимо приближаясь к грани, за которой развязка будет куда более драматичной, чем была бы теперь.
В конечном счете Греции, да и другим странам Южной Европы нужны не отсрочки выплат по кредитам, а экономические стимулы роста. Нужно более сложное решение, чем реструктуризации и бюджетная дисциплина.
Когда-то Советский Союз имел два «рубля» — внутренний рубль и «валютный сертификат», за который можно было покупать товары в магазинах «Березка». Одним из вариантов решения проблемы ЕС может быть предложенная Банком Англии еще в 1990 году при обсуждении европейского валютного союза схема двухвалютного режима.
Страны еврозоны могут договориться о праве членов вводить локальную валюту для внутренних расчетов, курс которой не будет привязан к евро. Для всех членов союза и субъектов их экономик сохранится обязательство вести в евро все расчеты с внешними рынками. А все внутренние расчеты и выплаты, в том числе социальные, будут вестись в локальной валюте.
ЕЦБ сохранит права эмиссии евро и в ближайшее время будет проводить мягкую монетарную политику, удерживая курс на уровнях,
сохраняющих конкурентоспособность экспорта Германии и предотвращая дефолт по внешним обязательствам стран PIIGS (Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании).
Страны Южной Европы смогут увеличивать государственные расходы и снижать налоги одновременно — за счет эмиссии локальной валюты. Появится высокая локальная инфляция (а значит, стимул покупать), снизится стоимость рабочей силы, вырастет конкурентоспособность. При такой политике и финансовой помощи ЕЦБ вдоль Средиземного моря может начаться промышленный бум. Он будет поддерживаться выгодным географическим положением (близость к портам, экономически выгодный климат) и возможностью обеспечить приток внешней рабочей силы (стремление к эмиграции в Европу только растет).
Подобная схема позволила бы сбалансировать интересы стран еврозоны, ведь в сохранении статус-кво сегодня заинтересованы все участники вместе, но никто — по отдельности. Она могла бы стать универсальным механизмом решения внутренних проблем союза на будущее. При этом страны, поправившие свое состояние, могли бы впоследствии отказываться от локальной валюты.
Но между идеями и практикой стоят политические и бюрократические интересы. У политиков еврозоны в руках есть средства и методы как для продолжения движения к катастрофе валюты и мировой рецессии, когда нефть рухнет до $55–60 за баррель, а ВВП еврозоны — на 2%, так и для мягкого выхода из кризиса и перехода к сбалансированному росту. Предсказывать действия политиков — неблагодарное занятие, поэтому инвесторам стоит пока держаться подальше от евро. Его будущее не зависит от фундаментальных параметров.