К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На марафонской игле: как заработать на беге

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Бег для активных россиян из модного увлечения все чаще превращается в успешный бизнес-проект. Forbes собрал три истории бегунов-любителей, в которых спорт разбудил предпринимательскую инициативу

Камилла Газиева, основатель магазина CORE Project  и лагеря Unity Camp

Камилла Газиева

Камилла Газиева впервые пробежала длинную дистанцию за компанию со своим молодым человеком в 2010 году. Сегодня в ее  спортивном зачете — ультрамарафон (50 км) и два «беговых» бизнес-проекта.

Пока Камилла Газиева готовится к новому ультрамарафону в США, свои бизнес-проекты в России она ведет удаленно. 29-летняя предпринимательница оставила работу маркетолога в Roch и по гранту изучает здравоохранение в университете штата Айдахо в Бойсе, чтобы по окончании учебы остаться в Америке. Первые 9 км она пробежала здесь же, в Айдахо, когда получала MBA в 2010 году: Камилла решила совершить пробежку со своим молодым человеком, который готовился к марафону. С тех пор девушка по-настоящему увлеклась бегом.

 

Вернувшись в Москву в августе 2011 года, она присоединилась к беговому клубу Moskva River Runners. Но заниматься спортом «просто так» ей вскоре надоело, и в мае 2012 года Камилла пробежала свой первый полумарафон, а в ноябре — полный марафон, причем по историческому маршруту в Афинах. «У меня не было с собой даже часов. Я хотела просто финишировать — это нормальная цель для первого марафона», — рассказывает она. Постепенно увеличивались дистанции и скорость: в конце 2013 года Камилла пробежала 50 км в трейловом забеге — по пересеченной местности.

Тренировки на выезде

 

Еще в Москве Камилла задумалась над тем, что увлечение бегом можно конвертировать в успешный бизнес. В Moskva River Runners она познакомилась с сербом Миланом Милетичем, который организовывал беговой лагерь у себя на родине. Камилла побывала в Белграде и поняла, что именно такого вида отдыха российским спортсменам-людителям не хватает: на рынке предлагали либо выездные тренировки для худеющих женщин, либо краткосрочные (3-4 дня) беговые лагеря в Европе, что с учетом перелета обходилось энтузиастам в круглую сумму.

Вместе с Милетичем в сентябре 2012 года Камилла организовала первый Unity Run Camp — безо всяких стартовых вложений. Они рекрутировали группу бегунов через социальные сети, собрали деньги за участие и на эти средства организовали поездку в Хорватию — на 8 дней. Проект удался: на данный момент в лагере прошли уже три смены с интернациональным составом, и на 2014 год запланировано еще четыре заезда.

В Unity Camp есть тренеры, которые работают с группами разных уровней. За месяц до выезда участникам присылают анкеты, где те описывают свое состояние здоровья и уровень подготовки. По итогам анкетирования бегунов распределяют по трем группам численностью до 15 человек. «Наша цель — сделать так, чтобы человек вышел за границы того, что он делает в обычной жизни. Когда ты живешь в Москве, сложно выделить достаточно времени, чтобы заняться собой. В лагере люди добиваются хороших результатов, иногда бьют рекорд, который не могли преодолеть в течение нескольких лет», — говорит Камилла.

 

Средняя выручка каждой смены — около 250 000 рублей. Значительная часть суммы идет на покрытие расходов, но небольшой доход организаторы Unity Camp уже получают. Часть выручки (около 40 000 рублей) в конце ноября была направлена на открытие сайта лагеря.

Марафон на украшении

Второе предприятие Камиллы — магазин украшений для бегунов. Идея появилась во время вечеринки для спортсменов, входным билетом на которую служили резиновые браслеты: Камилла заметила, что люди стали носить их и после мероприятия. Она предложила друзьям из Moskva River Runners придумать вещи, с помощью которых можно перенести увлечение в повседневную жизнь: кроссовки или силиконовый браслет удобны для занятий бегом, но никак не соответствуют корпоративным стандартам. «Бег — это простой лаконичный спорт, для которого ничего не нужно, кроме кроссовок. Хотели передать эту простоту в наших украшениях», — рассказывает предпринимательница.

Украшения Core Distances

Так появилась коллекция Core Distances, выполняющая не только эстетическую, но и практическую функцию: украшения дают представление о достижениях своего владельца в спорте. Серебряные кулоны с указанием ключевых для бегунов дистанций (5 км, 10 км, полумарафон и марафон) с помощью оригинального замка «вкладываются» друг в друга.

 

Стартовый капитал проекта составил 150 000 рублей — хватило сбережений Камиллы и еще четырех соосновательниц магазина. Деньги были направлены на производство, на сегодня проект развивается за счет выручки, полученной за первые три месяца работы.

Продажи украшений начались в сентября 2013 года, накануне Московского марафона. Первую партию Камилла и ее партнеры реализовали полностью. Основными покупателями предсказуемо оказались молодые жительницы Москвы и Подмосковья, около 40% продукции было приобретено в качестве подарков. Пока в коллекции Core Distances только женские украшения, но мужскую линейку предпринимательницы обещают запустить в следующем году.

Украшение Core Distances

Оба проекта остаются для Камиллы дополнительным источником доходов (основной — работа в университете). В будущем она собирается совмещать постоянную работу и небольшой бизнес «для души».

 

Макс Журило, сооснователь школы бега ILOVERUNNING

Макс Журило

В 2008 году Максим едва добежал свои первые 1,5 км. В 2013 году за плечами 30-летнего бегуна — около десятка марафонов, три гонки Ironman (дистанция в триатлоне: заплыв 3,8 км, 180 км на велосипеде и беговой марафон 42,2 км) и связанные с хобби проекты: школа бега и поставка кроссовок из США.

Пять лет назад Максим Журило, бизнес-тренер компании Business Relations, вел классический московский образ жизни: работа допоздна, бар в пятницу, больная голова в субботу, забытый абонемент на фитнес в кошельке. «Есть ясные цели в карьере, машина, квартира, отдых за границей, но не понятно, что хочется от жизни в целом», — так описывает Максим свое тогдашнее состояние.

«Я решил спросить себя, каким дедом я буду в 70 лет? Мне хотелось бы быть дедом, у которого внуки захотят чему-то научиться и кем будут гордиться», — рассказывает он. Так нашлась «идея, которая прет», — покорить Эверест. Но на следующее утро Журило посмотрел в лицо реальности: с весом 97 кг (сейчас — 79 кг) взойти на вершину нереально. Тогда он решил начать с малого — с пробежки, которая превратилась в «удар по эго»: задыхаясь, начинающий спортсмен преодолел дистанцию 1,5 км. Чтобы восстановить форму, Максим стал бегать каждый день, но этой мотивации хватило лишь на пару недель. Он понял, как важно выбрать очень амбициозную, но достижимую и понятную цель, — и остановился на марафоне. Причем сразу самом известном и массовом — в Нью-Йорке.

 

«Цель очень держала», — рассказывает спортсмен. Теперь в командировку Журило брал чемодан побольше — для кроссовок.  «В Новосибирске бежал по тротуару с утра, женщины шли на фабрику на работу и перевешивали сумки на другое плечо, думая, что могу сорвать», — вспоминает он реакцию окружающих.

«На марафонской игле»

Свой «малый Эверест» Журило взял в ноябре 2009 года: нью-йоркский марафон он пробежал за 3 часа 50 минут (среднее время финишеров — 4 часа 30 минут). «Марафон — это не о беге, это вызов обыденности. Человеческий тренированный организм может запасти «топлива» на 30-35 км, а длина марафона — 42 км, то есть минимум 7 км бежишь на морально-волевых качествах», — объясняет Максим. С тех пор он, по собственному выражению, сидит «на марафонской игле». Сразу после забега в США Максим решил финишировать на пяти главных марафонах мира — Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Берлин и Лондон (к настоящему моменту все маршруты, кроме бостонского, преодолены).

Макс Журило

 

Постепено к бегу добавилось увлечение триатлоном. После финиша в Центральном парке Журило удачно «присел на бордюр» рядом с другими спортсменами: в Нью-Йорке ему рассказали о гонке Ironman. «В гостинице я посмотрел ролики на YouTube и понял — вот она, новая цель», — вспоминает Максим. В России он освоил велосипед и научился плавать — и в 2010-м преодолел первый триатлон, в 2011-м — два раза по половине дистанции Ironman, в 2012-м — полную дистанцию, а в 2013-м — уже два полных Ironman за лето. Особенно сильно Журило увлекся плаванием: в 2011 и 2012 годах спортсмен переплывал Босфор (6,5 км), занимая четвертое место в своей возрастной группе.

Бизнес на мотивации

В спорте Журило каждый раз определял четкую цель — и это срабатывало. Такой же подход он перенес в бизнес.

В 2012 году Максим заметил, что его приятель из института публикует в Facebook отчеты о пробежках. Оказалось, Владимир Пасекунов (партнер Журило по ILOVERUNNING) занимался спортом исключительно как любитель. Максим убедил его поучаствовать в гонке — и они вместе зарегистрировались на марафон в Амстердаме. Пасекунов хотел работать с инструктором — так в проекте появилась тренер Ирина Подъяловская (рекордсменка мира, чемпионка мира и действующая рекордсменка Москвы), которая теперь работает с бегунами в ILOVERUNNING.

 

Забег в Амстердаме получился успешным, и вскоре Журило и Пасекунов поняли, что вместо растолковывания методики подготовки в индивидуальном порядке им проще собрать группу желающих повторить их опыт и нанять тренера. С реализацией затеи тянуть не стали: уже спустя несколько дней первая группа в рамках школы ILOVERUNNING начала тренироваться в преддверие московского полумарафона «Осенний гром», всего за несколько недель до старта.

От плана на коленке до франшизы

За полтора года ученики школы Журило — Пасекунова поучаствовали в нескольких десятках марафонов в Европе. Для подготовки к стартам школа арендует спортплощадки. За курс с ученика берут 12 500 рублей. Деньги в основном идут на аренду площадок и зарплату тренерам (всего с учениками работают четыре профессиональных спортсмена). Прибыль за 2013 год Журило не раскрывает, но уверяет, что расходы на запуск проекта создатели ILOVERUNNING покрыли. В 2013 году школа приняла 700 учеников, а оборот предприятия составил около 6 млн рублей (хотя рассчитывали партнеры максимум на 5 млн рублей).

У школы есть планы по франшизе в другие города России. Первый покупатель уже есть — в Санкт-Петербурге. Сейчас основатели ILOVERUNNING советуются с консультантом по франшизе — пытаются упаковать продукт «под ключ». Пока предложение не сформировано, цифры Максим не называет. Следующим летом в школе грядет американский сезон: группу будут по очереди вести два тренера из США, которые уже дали предварительное согласие.

 

Доктор прописал

Школу бега Журило использует и как рекламную платформу для другого своего бизнес-проекта, связанного со спортом: он является официальным дилером кроссовок Newton из США. После чикагского марафона Максим нашел в сети Дэнни Эбшира, доктора-консультанта из компании Newton Running. Эбшир писал о технике и биомеханике бега и кроссовках, которые помогают спортсменам приземляться более естественно и менее травмоопасно.

Когда Журило решил купить себе кроссовки Newton, оказалось, что в России их нет. Некоторое время он заказал обувь себе и знакомым из США и в конце концов договорился о статусе официального дистрибьютора марки. Пока все финансовые вложения Журило в проект находятся в оборотном капитале и товаре. «Цели заработать не ставлю, гораздо важнее, чтобы люди бегать учились правильно. А деньги придут, я уверен», — говорит Максим.

Среди его личных целей на 2014 год: первым среди россиян переплыть Гибралтар из Испании в Марокко, шоссейная веломногодневка Tour Transalp (через Альпы из Германии в Италию за 7 дней), а в августе — Ironman в городе Болдер, штат Колорадо.

 

Денис Блиновоснователь приложения для тренировок Gipis

Денис Блинов (справа)

26-летний Денис Блинов пробежал первые 5 км на спор, а через несколько месяцев основал сервис для планирования беговых тренировок Gipis, у которого сегодня 150 000 активных пользователей

«Я никогда не любил бегать, а бегунов считал недалекими людьми. Бег — это занятие «в себе», нудное и скучное», — вспоминает Денис ход своих мыслей полуторагодичной давности. Эти аргументы он приводил в полемике с однокурсником по Физтеху, который наматывал круги по университетскому стадиону. В ответ на критику тот предложил Денису попробовать пробежать 5 км. Этот спор, а как позже оказалось, отправная точка для бизнеса, случился в мае 2012 года.

Денис выдержал дистанцию, но признается, что без зазрения совести остановился бы, если бы не пари. Самолюбие Блинова было задето: самая маленькая дистанция, несмотря на занятия футболом и велопрогулки, далась тяжело. Уже по своей инициативе, на спор с тем же другом, Денис пробежал 10 км. А позже «под эгидой борьбы с самим собой» составил подруге компанию в полумарафоне — 21 км он преодолел в обычных кедах для мини-футбола без какой-либо подготовки. После «марш-броска» болели мышцы. «Тогда включилась моя физтеховская натура: я решил во всем разобраться. Оказалось, что есть какая-то техника и бег — это не естественное занятие: берешь и бежишь», — говорит Денис.

 

Приложение энергии

Типичной мотивации для бега — похудеть — у Блинова не было. От лишних килограммов, набранных при открытии первого собственного бизнеса, он к тому моменту уже избавился. В 2009 году Денис бросил работу веб-аналитика в Parallels Desktop (программное обеспечение) и основал вместе с тремя партнерами консалтинговое агентство по развитию сайтов и рекламных кампаний WebProfiters. Стартаперы много работали в офисе и полнели. Добившись оборота $1 млн  в 2010 году, они продали бизнес (сумму сделки Денис не называет) и в новом проекте объединили два желания — сбросить вес и работать с конечным пользователем. Так появилось мобильное приложение для похудения.

Команда Блинова попробовала свести к одному знаменателю любую физическую активность: бег, плавание, велосипед. Приложение научилось отслеживать действия владельца по GPS и сообщать, что еще на этой неделе нужно совершить для поддержания формы.

Идея не сработала. Во-первых, привлеченный в проект диетолог объяснил, что похудение примерно на 75% зависит от диеты, а не от упражнений. Во-вторых, превратить сложную математическую модель в интуитивно понятный сервис, как признается Денис, не удалось. Зато все начинающие предприниматели похудели.

 

Параллельно с попытками довести сервис до ума Денис занялся бегом — на этот раз осмысленно. Зарегистрировался в числе первых на массовый марафон Nike в конце лета, начал бегать с клубом Moscow River Runners. Во время полумарафона «Осенний гром» в конце октября он заметил, что среди бегунов не было тех, кто «пришел за футболочкой». В этот момент у Дениса в голове сработал триггер: бег может быть удовольствием.

Денис Блинов

Так появилась концепция приложения Gipis в его нынешнем виде. Денис понял, что идею сервиса нужно сузить до планирования для бегунов, у которых есть понятные цели: 5 км, 10 км, полумарафон и марафон. Сегодня Gipis — это шесть человек. Денис Блинов руководит бизнес-процессами.

Gipis расчитан на американских пользователей. Российский «беговой» рынок пока узок. «В штатах 60 млн бегунов и 20 млн из них участвуют в любительских соревнованиях. Этот рынок растет на 10% в год. Для сравнения, в самом массовом Московском марафоне участвовали 6000 человек», — говорит Денис.

 

Как это работает

Пользователю нужно ввести свои достижения, например «могу пробежать 5 км», и указать цель, например «марафон». Если конкретного дедлайна нет, сервис выдает идеальный план тренировок, а если ввести дату — подстраивает программу под нее. Кроме плана, сервис выдает прогноз. Платить за скачивание не нужно.

Пока Gipis не зарабатывает — его запустили на инвестиции. $300 000 в приложение вложил основатель GameInsight Игорь Мацанюк (ему принадлежит 30% компании). Команда работает над привлечением аудитории. В планах — выйти на показатель 1-10 млн клиентов и интеграция с большинством беговых приложений (с RunKeeper уже есть, остаются Nike+, Endomondo и Strava), запуск Android-версии и $1 млн выручки.

Пока разработчики придумали три способа монетизации. Во-первых, премиум-аккаунты — за $5 сервис должен создать персонализированный план тренировок (опцию запускают с февраля). Во-вторых, онлайн-поддержка беговых мероприятий (план тренировок, маршрут на сайте, рассылка sms и email и так далее) в обмен на комиссию 2%. В-третьих, услуги персонального тренера. Через Gipis клиента свяжут с квалифицированным специалистом, а сервис возьмет комиссию. Последние две функции планируют запустить в конце 2014 года.

 

С придуманным «помощником» Блинов пробежал в июне 2013 года свой первый марафон «Белые ночи» в Петербурге, через полтора месяца повторил достижение в Москве. Сейчас с Gipis он готовится к Парижскому марафону, который пройдет весной. Минусовая отметка на термометре его не смущает. «Главное — купить термобелье, а остальное — кажущееся препятствие, зимой бегать наоборот приятнее: не потеешь, не нужно думать, где взять воду», — заключает Денис.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+