Разумеется, одежда создается для того, чтобы ее покупали, и поэтому магазины важнее. Но первое впечатление о коллекциях складывается во время недель моды, на показах. Так что значение имеют не только сами вещи, но и способ их демонстрации.
С одной стороны, все просто. Подчеркнуто старый интерьер — кресла, ковры и хрустальные люстры — это не только демонстрация приверженности традициям, дань уважения состоятельным клиентам, но и явный намек на то, что марка рассчитана на демонстративную роскошь. Исторические и музейные помещения дают понять, что марка рассчитывает на образованных клиентов. А организация дефиле на складах, фабриках и стадионах означает, что марка хочет быть современной до радикальности. Случаются и гибридные варианты.
Когда-то коллекции показывали маленькому, очень закрытому кругу постоянных клиентов марки, да еще паре-тройке журналистов — без права даже зарисовывать моду грядущего сезона. Показы проходили либо в самом магазине (а интерьер любого магазина всегда тщательно продуман, чтобы угодить вкусам постоянных клиентов), либо в салоне легендарного отеля — то есть отеля из тех, что обычно выбирают клиенты.
Отели остаются в списке любимых мест для показов, только вместо небольших салонов все чаще используются большие залы для балов и приемов — к примеру, с момента появления коллекций pret-a-porter у марки Gucci все сезонные коллекции демонстрируются в старой миланской гостинице Diana Majestic.
Дизайнеры меняются, а место для показов нет. Все сдержанно и функционально, а для того чтобы настроение показа отражалось в интерьере, достаточно сменить цвет пола и обивку сидений. При Томе Форде интерьер всегда был черным. А последняя мужская коллекция, созданная новым дизайнером марки Алессандро Микеле, хоть и претендовала на радикальную смену стиля, но интерьер показа предложила максимально нейтральный. Удобные серые трибуны для зрителей, серый ковер для моделей.
Иногда смена дизайнера влечет за собою такое радикальное изменение стиля марки, что и выбор места показа тоже изменяется.
После того как именитая марка стала называться Saint Laurent Paris, зал в Гран-Пале оказался неподходящим для мощного светового дизайна, который создает для своих показов Эди Слиман. Зато прекрасный образец промышленного дизайна XIX века — здание рынка в 3-м округе Парижа — для передвижных подпотолочных конструкций с софитами подошел идеально. А без этого танцующего под музыку света никак — Эди Слиман серьезно занимается фотографией и отдает себе отчет в том, что на показах модных марок публика не столько смотрит шоу, сколько снимает его в Instagram. Так что представление всегда эффектно, а вещи можно прекрасно разглядеть.
Надо сказать, что современный рынок признает за мужчинами право на рациональное потребление. То есть настроение настроением, а одежда должна быть видна. На женских показах зрители часто попадают на шоу теней и спецэффектов, интерьеры же на мужских неделях моды организуются более сдержанно и функционально.
Но сдержанность необязательно говорит о простоте или экономности. В Милане шоу классических марок Corneliani и Ermenegildo Zegna шли подряд. И в обоих случаях современные модификации пальто и костюмов проходили на фоне изображающего дикую природу задника, а ковры заменяли песок и земля. У Ermenegildo Zegna за трибунами были выстроены настоящие дюны, а на стенах размещались вертикальные сады, имитирующие лесную чащу. В обоих случаях посыл дизайнеров был внятен: природная сумрачная цветовая гамма, напоминающая о европейской зиме, натуральные, то есть природные, материалы. И коллекции, кстати, были по-настоящему хороши. Чуть позже природная естественность, бурная листва и песок обнаружились на показе Salvatore Ferragamo, и это тоже было очень красиво — спроецированный на стены лесной пейзаж двигался и дышал, в чаще не хватало только романтических эльфов.
Коллекция Dior Homme демонстрировалась на кортах Парижского теннисного клуба. Почти традиционным образом — прямая дорожка для дефиле, по сторонам ступенчатые трибуны для зрителей. Интерьерных изысков никаких. Вот только посреди «языка» для манекенщиков сидел вытянувшийся в струнку симфонический оркестр, а модели шли мимо.
А во время показа Givenchy манекенщики шли по ковру, изображавшему раскаленные угли. Одежда, разумеется, тоже по своему настроению оказалась инфернальной. Идея коллекции была очень откровенно выражена в интерьере.
Марка DSquarred2 в этом сезоне праздновала 20-летие. Юбилейный показ проходил в промышленном помещении на окраине Милана, переходил в вечеринку на всю ночь, судя по количеству народа, собрал всех клиентов марки. И с неопровержимой логикой демонстрация в гулком цеховом помещении была подчеркнута железными трибунами, декорациями в виде луж из бетона, железной арматуры и строительных блоков. А вот индустриальный интерьер для мужского показа Versace был специально создан в крытом внутреннем дворике принадлежащего марке классического особняка — в посвященном магазинам центре Милана.
Очень понятными всегда оказываются музейные и исторические интерьеры. Во-первых, в ожидании шоу есть на что посмотреть. Во вторых, и особо сложной декорации придумывать не надо — интерьер говорит сам за себя. Коллекция Brioni после долгого полувекового перерыва демонстрировалась не во время презентации, а как дефиле. Во внутреннем дворе изумительного миланского ренессансного замка Кастелло Сфорцеско. А мужскую коллекцию Marni после более короткого перерыва Консуэло Кастильони показывала во время флорентийской выставки Pitti Uomo в музее работавшего в первой половине и середине ХХ века скульптора Марино Марини. В реконструированной позднеренессансной церкви Сан-Панкрацио с модернистским интерьером и модернистскими скульптурами. Для организации показа потребовались только скамьи — настроение интеллектуальной и очень современной марки было передано в интерьере без дополнительных ухищрений.
У интеллектуальных марок противоречие интерьера и коллекции работает столь же успешно, как и их гармоничное сочетание, — в конце концов, все стили когда-то были до скандального авангардными. Коллекции Lanvin в последнее время показывают в здании французской Национальной школы прекрасных искусств — в огромном ампирном зале с росписью, лепниной и скульптурами. И сверхсовременная, авангардная, рассчитанная на стремительное движение одежда в этом преисполненном величия зале выглядит очень внятно. Но Альбер Эльбаз и Лукас Оссандрайвер не ограничиваются интерьером и делают намек на идею коллекции — выход из зеркала, сюрреалистический портал или, как в этот раз, почти нормальные классицистические двери и паркетный пол — но как-то чуть странно, чуть ярко раскрашенные, как будто не настоящие, а вышедшие из акварели.
Минимальные декорации и изменения в интерьер здания всегда вносит и Louis Vuitton. Мужские показы проходят в стеклянном современном павильоне, построенном на юге Парижа в парке Андре Ситроена. Мужские коллекции, которые делает Ким Джонс, всегда посвящены путешествиям. А намек на место и стиль путешествия можно понять только по высокому порталу, из проема которого выходят к зрителям манекенщики в новых вещах — и с новыми чемоданами. Для французского дома Hermes исторически наиболее важны конные состязания. И поэтому показы могут проходить где угодно. Но почти наверняка зрители будут сидеть на раскладных деревянных стульях, как на скачках.
Конечно, не всем маркам требуется изменение интерьера для каждого показа. Дефиле и Giorgio Armani, и Emporio Armani традиционно проходят в здании Театра Армани. Интерьеры здесь минималистические, очень узнаваемые. А зал для показов огромный, с отлично расставленными рядами кресел, так что все выходы моделей можно разглядеть с любого места. Но собственный стиль для Джорджо Армани важнее сезонных изменений, и лаконичный интерьер от показа к показу практически не меняется — на заднике может появиться проекция какого-то изображения или надписи, но это несущественно.
А вот для Etro проекции существенны. У этой марки тоже есть собственное помещение, в котором устанавливаются трибуны для зрителей, и оно всегда одинаково. Меняются изображения на стенах, иллюстрирующие главную идею новой коллекции.
Показы Dolce & Gabbana тоже проходят в специально оборудованном для них здании, в выкупленном и переоборудованном дизайнерами здании бывшего кинотеатра «Метрополь». Стилистика марки сохраняется — она характерна именно для Dolce & Gabbana. А структура самая классическая, рассчитанная на показы: по сторонам — два партера с высокими ступеньками и креслами, посредине — широкий подиум для моделей. Одна торцевая сторона отдана фотографам и кинооператорам, у другой выстраиваются декорация и кулисы для входа и выхода моделей. И несмотря на отсутствие традиционных сцены, партера и лож, это тоже театр. Классический пышный оперный театр. И каждая новая мизансцена, любое оформление антресолей для гостей без сидячих мест — всегда театральная декорация. Свежая коллекция была посвящена семейным ценностям, и интерьер стилизовали под старинное фотоателье — сто лет тому назад его и делали как маленькую театральную сцену.
Собственный театр моды Prada подразумевает замену декораций при неизменном интерьере. Показы проходят в принадлежащем марке здании, и интерьеры одного и того же огромного зала каждый сезон оказываются неузнаваемыми. При этом, какой бы сложной геометрией ни отличался новый дизайн, предназначенный для конкретной коллекции, зрителям видно все. Столь профессиональное решение интерьеров объясняется довольно легко — Миучча Прада давно дружит со знаменитым архитектором Рэмом Колхаасом. В этот раз тоже все был прекрасно — и коллекция, и пуфики для гостей, и разделенное на тревожные черные комнаты с наборным мраморным полом пространство.