Рынок услуг по организации новогодних праздников для корпоративных и частных клиентов зародился в начале 2000-х. Пара десятков фирм занимались в основном кустарщиной, вспоминает генеральный менеджер компании "Русские традиции" Сергей Морозов. Первым офисом "Русских традиций" была квартира бабушки Морозова, клиентов он искал с помощью объявлений в подъездах и пары примитивных сайтов на бесплатном хостинге от Яндекса.
Сейчас входной билет на рынок организаций корпоративных праздников эксперты Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий оценивают в 1–5 млн рублей, на рынок частных праздников – 1-2 млн. По словам Морозова, для начала бизнеса потребуются расходы на костюмы, рекламу, аренду офиса, телефонию, зарплату менеджерам, и обязательно - софт для организации логистики новогодних персонажей, которые в среднем выполняют по шесть заказов в день. Костюмы стоят от 20 000 до 150 000 руб. в зависимости от качества ткани и покроя.
В прошлом году многие клиенты неоднократно меняли место торжеств по случаю наступления 2015 года, рассказывает владелец и генеральный продюсер праздничного холдинга "КнязевЪ" Сергей Князев. Сначала хотели в Сочи, вдохновившись Олимпиадой, и интересовались курортами на Красной поляне. К середине года стали популярными заявки на организацию новогодних праздников в Крыму. Однако осенью из-за проблем в экономике, прежде всего девальвации рубля, энтузиазм клиентов пошел, по словам Князева, на спад и подавляющее большинство решило устроить праздник в своих городах.
Но успешная Олимпиада и присоединение Крыма все же отразились на бизнесе по организации новогодних праздников. Князев говорит, что тренд этого года в сценариях праздников и костюмах артистов - патриотизм. "Возник спрос на славянскую тематику, многие новогодние корпоративы праздновались в стилистике "а-ля Масленица", – рассказывает он. Также вырос спрос на спрос на Дедов Морозов с национальным уклоном: в узбекских, чеченских, киргизских традиционных костюмах, фиксирует Морозов. По его словам, москвичи любят экзотику. Например, Деда Мороза, играющего на саксофоне (у "Русских традиций" есть даже целый оркестр таких "дедушек") или с дрессированным животным.
Дед Мороз бывают трех видов, объясняет Сергей Морозов, стандартный, "вип" и "супер-вип". Стандартный Дед Мороз - это актер театра и кино, ведущий или аниматор. 30-минутное поздравление от него в середине декабря стоит от 2600 рублей, а в ночь на 1 января ценник достигает 10 000. Дополнительные услуги, например возможность клиента заранее посмотреть на фотографии артистов, договориться с ним о тонкостях выступления, расширить сценарий и забронировать точное начало празднования (обычно есть «вилка» в пределах часа), придают заказу статус "вип" и оценивается в 8 000-22 000 рублей. В этом году, как и в прошлом, около 12% клиентов согласились раскошелиться на такие суммы.
«Супер-вип» – известный актер, с которым клиент может заранее встретиться и обсудить сценарий. У "супер-випов" эксклюзивные костюмы от 100 000 рублей (дорогие ткани, мех, стразы) и созданный под клиента сценарий. Цена таких Дедов Морозов достигает 50 000 за заказ, говорит Морозов.
У Снегурочек свои особенности. Обычно их играют девушки 18-28 лет и приятной внешности. Бывают возрастные дамы, но тогда вместо Снегурочки используется образ «Зимушки-Зимы» – взрослой, приветливой и радушной женщины - но это, по словам Морозова, специфический случай. Еще один специальный случай - снегурочки-стриптизерши. Для выполнения такого заказа требуются две артистки: стриптизерша в костюме Снегурочки раздевается и меняется с другой одетой Снегурочкой, которая далее ведет праздник. Однако в сезоне 2014-2015 гг. стриптиз не был так популярны как раньше, констатирует Морозов.
К паре из Деда Мороза и Снегурочки клиент может заказать дополнительных персонажей. Например, животного-символа года, Бабу Ягу или Гарри Поттера. Такие костюмы чаще всего предоставляют партнерские агентства аниматоров.
Как в кино
Морозов вспоминает, как менеджер «Русских традиций» однажды принял заказ от клиентов из Петербурга и нечаянно занес их адрес в московскую базу заказов. В результате актеры пришли к не ожидавшим этого москвичам, а петербуржцы остались без подарков. «Тогда никому не было смешно, но когда разобрались и разрулили ситуацию, посмеялись», - вспоминает Морозов.
С 31 декабря на 1 января Деды Морозы и Снегурочки выполняют более трети заказов за сезон, подготовка к которому начинается еще в сентябре. По подсчетам Морозова, за 31 декабря – 1 января у "не виповых" Дедов Морозов получается заработать 15-30 000 рублей на человека при общем доходе за сезон (середина декабря – 7 января) от 20 000 до 50 000 рублей. У "випов" сезонный доход может достигать 150 000 рублей.
Сейчас компании заключают с актерами трудовые соглашения, но так было не всегда. Морозов вспоминает, что в начале 2000-х вместе с партнерами по бизнесу караулил у выхода от клиента сказочную парочку, которая выполняла дорогой заказ. «Выходят довольные Дед Мороз со Снегурочкой с последнего заказа, и тут к ним подходят такие суровые ребята и говорят: "Ну что, Дед Мороз! Снимай бороду. Будем рассчитываться!" – смеется Морозов.
Основную выручку в этом бизнесе делают наработанные клиенты. Например, у «Русских традиций» повторные заказы составляют 60% от общего числа. По словам Морозова, несмотря на сложности в экономике, количество заказов, особенно детских поздравлений, в этом году по сравнению с прошлым годом почти не сократилось.
Из 1 000 московских семей поздравления на дом от Деда Мороза и Снегурочки заказывают лишь 10%, говорит Князев. По его словам, эти заказы обеспечивают около 500 млн выручки московскому рынку новогодних поздравлений. Половина этой суммы или чуть больше – зарплата актеров, остальное - выручка агентств, которых только в Москве около 200.