К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Художники на миллиард: уроки арифметики арт-рынка

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Почему искусство становится все дороже, но по-прежнему является удачной инвестицией

В разгар сезона аукционных торгов предметами искусства пресса традиционно обращает внимание на умопомрачительные ценовые рекорды и комментарии на тему «пир во время чумы». Расхожий лейтмотив воскресных колонок крупнейших газет в мировых столицах — ультрабогатые граждане паникуют в условиях мировой политической нестабильности, низких процентных ставок и волатильных финансовых рынков и бегут покупать шедевры за баснословные деньги. Что из этого правда?

Во-первых, искусство действительно покупают по ранее невиданной оценке.

Из 15 самых дорогих предметов искусства, когда-либо проданных на аукционе, шесть были проданы за последние два года.

 

Во-вторых, с точки зрения финансовой статистики вложения в мировые шедевры (условно, работы с рыночной стоимостью от $1 млн) действительно позволяют добиться диверсификации инвестиционных рисков и снизить общий риск инвестиционного портфеля, поскольку доходность на мировые шедевры практически никак не коррелирует с динамикой мировых фондовых индексов и процентных ставок.

За последние три года выросла и доходность по инвестициям в наиболее ценные предметы искусства (с 4,58% годовых в июне 2011 года до 5,55% годовых в июне 2014-го, замеряется по повторным продажам шедевров стоимостью от $2 млн на аукционном рынке), и ликвидность премиального сегмента арт-рынка в целом (доля повторных продаж возросла с 12,8% до 16,0% от общего числа продаж в премиальном сегменте, что указывает на большую оборачиваемость предметов искусства в этой ценовой категории).

 

Иными словами, рынок мировых шедевров в последние несколько лет был островом устойчивой доходности и приемлемой ликвидности для инвестиций.

Однако при всем благополучии этих цифр мировой арт-рынок — далеко не очевидная альтернатива для инвесторов. За эти же несколько лет практически все развитые фондовые рынки показали более высокую доходность при радикально большей ликвидности. Кроме того, сделки с предметами искусства сопряжены с огромными транзакционными издержками (комиссии посредников, страховка, транспорт, хранение), и эти издержки съедают значительную часть доходности от инвестиций в шедевры. И наконец, рынки шедевров чрезвычайно малы по своему объему в сравнении с традиционными инвестиционными рынками.

Существует всего шесть художников, аукционный рынок работ которых превышает $1 млрд, в то время как во всем мире существуют сотни компаний с миллиардной капитализацией.

 

При непрерывном росте арт-рынка за последние годы его совокупный размер ($48,5 млрд, это стоимость 10 000 самых дорогих работ по аукционным ценам) — капля в море мировых инвестиций и не что иное, как хобби ультрасостоятельных граждан. Тем не менее шедевры искусства, в отличие от хронически теряющих деньги футбольных клубов и пожирающих затраты на владение предметов роскоши типа яхт и самолетов, не только радуют глаз, но и сохраняют капитал вне зависимости от мировой рыночной конъюнктуры.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+