В 2013 году яхтенная индустрия, кажется, оправилась от мирового кризиса. За последние пять лет продажи упали на 40%, закрылись многие верфи, особенно сильно пострадал сегмент маленьких яхт. Но в 2013 году, по данным Global Order Book, впервые с 2009 года выросло количество новых заказов. Заложено, построено или продано 735 новых суперяхт (на 6,2% больше, чем в 2012-м), из них 19 проектов — яхты длиной свыше 100 метров.
Яхты стали больше
Один из итогов 2013 года — яхты стали больше. «Увеличение размера яхт — тенденция на рынке, — говорит маркетинговый директор верфи Feadship Фарук Нефзи. — Спрос активно растет в сегменте яхт от 70 м». C ним согласна и маркетинговый директор Oceanco Мишель Фландин: «Мы специализируемся на судах более 80 м и отмечаем возросший интерес именно к этой нише — очень больших яхт».
Винченцо Поэрио, директор верфи Benetti, подтверждает: «Тренд не просто к большим яхтам, а именно к появлению нового класса яхт — гигаяхтам».
«Кризис дал определенный толчок сегменту очень больших яхт, — говорит Евгений Кочман, совладелец Imperial Yachts, специализирующейся на строительстве мегаяхт. — Объективно размер яхт увеличился. Средний размер заказываемых для производства яхт — 55-67 м, и 100 м — запрашиваемых».
Лучше всех дела идут у известных на весь мир верфей. Немецкая Lürssen еще не так давно презентовала гигантские яхты Topaz (146 м) и Azzam (168 м), и уже работает над новым проектом. Feadship в этом году построила свою самую большую яхту длинной 111 м, а в работе у Oceanco — 120-метровая моторная яхта и 118-метровая парусная.
Oceanco также недавно спустила на воду яхту длинной 91,5 м, в процессе строительства еще пять яхт от 86 м до 110 м. В ближайшие годы компания планирует строить больше яхт более 100 м (до этого специализировались на судах до 80 м), говорит Мишель Фландин.
В 2013 году Benetti отпраздновала 140 лет, и уже седьмой раз подряд занимает первую строчку в рейтинге верфей мира по версии Global Order Book. В 2013 Benetti построила 17 яхт при объеме производства в €340 млн, рассказал директор верфи Винченцо Поэрио. Сейчас в процессе строительства — 27 яхт Benetti, самая большая из них – проект 90 м из стали и алюминия. В планах группы — в течение 3 лет инвестировать €60 млн в производство новых моделей и в научные исследования.
Еще одна новость года: итальянский бренд Sanlorenzo стал вторым после Bennetti по количеству проданных за год яхт свыше 24 метров. Верфь в этом году анонсировала два новых стальных проекта – 60 м и 62 м (до этого самая большая яхта была 46 м).
Предпочтения заказчиков
Прошедший год стал успешным и для компании Princess. «Вывод на рынок класса M (яхты более 30 метров – 32 м, 35 м и 40 м) помог нашему успеху. В 2013 году мы построили более 230 судов среднего размера. В последние пять лет мы утроили наш бюджет на развитие, инвестировали $57 млн в новый дизайн, — пояснил директор компании Крис Гейтс. — В итоге в кризис мы произвели 20 новых моделей Princess, из них 6 – в 2013 году. Благодаря LVMH (которая приобрела верфь Princess в 2008 году) мы построили яхты с эксклюзивной отделкой и аксессуарами от мировых дизайнерских домов».
В планах другой английской верфи Sunseeker – расширить ассортимент мегаяхт, а в 2014 году спустить на воду флагман Sunseeker 155. Это первая в портфеле верфи полуводоизмещающая трехпалубная яхта, способная развивать скорость до 26 узлов. «У нас приток покупателей из России, Украины, Южной Америки и Китая, — говорит директор брокерского подразделения компании Гарри Бристоу-Холмс. — Яхты заказаны на 2015-й и 2016-й годы».
Высокий покупательский спрос в 2013 году также был на водоизмещающие яхты. Они обладают большой дальностью хода, автономны, позволяют экономить топливо, но при этом у них невысокая скорость. В ответ на потребительский спрос верфь Heesen начала производить новый класс яхт Fast Displacement — скоростные (до 28,8 узлов) водоизмещающие яхты, чья эффективность повышена на 30%. Суда такого же класса начала производить и Benetti, чьи яхты всегда считались тихоходами.
Покупатель яхт тоже меняется.
«Заказчикам сегодня нужны качество и повышенная безопасность. Клиенты хотят получить качественный продукт, который гарантирует высокую ликвидность по высокой цене, — говорит директор Feadship Жан-Барт Веркюль. — Изменились и предпочтения в дизайне — жилые помещения (на яхтах) стали роскошней, стали популярней зоны в стиле Alfresco. Увеличились в размерах бассейны, пляжи, спа — что особенно любят русские». «Российским клиентам одновременно нужны функциональность и «содержание». Вырос спрос на большую дальность хода яхт, на бич-клабы и на водные игрушки», — рассказал вице-президент верфи Admiral Франческо Карбоне.
«Я бы не говорил об изменении предпочтений, я бы говорил о развитии и росте клиента в целом, — рассуждает Антон Долотин, владелец Royal Yacht Club и дистрибьютор яхт Azimut. — Клиент стал лучше разбираться в технической составляющей, задумываться о расходах на топливо, обращать внимание на количество экипажа на борту». По мнению Долотина, «главное ожидание следующего года — рост продаж, особенно в сегменте катеров стоимостью до $200 000 для эксплуатации в российских водах».
Вторичный рынок
Спрос на подержанные (брокеражные) яхты длиной до 30 м заметно вырос в последние годы, и теперь они конкурируют с новыми яхтами. «Если сравнивать 2008-й и 2012-й год, — говорит Франческо Карбоне, — то в среднем цены упали на 30%, при этом число выставленных на продажу яхт заметно возросло».
Самыми востребованными на вторичном рынке яхт до 40 метров остаются суда известных брендов — таких как Princess и Sunseeker. Также вырос спрос на яхты 40-45 м.
Стандартные требования русского покупателя: яхта должна быть произведена не позднее 2007-2008 года, с максимальной комплектацией, технически исправная и с малым количеством моточасов.
В этом году мировой брокер — компания Edmiston — продала 6 яхт общей длиной 298 метров, в том числе и Triple Seven — 68-метровую яхту, построенную в 2006 году на немецкой верфи Nobiskrug для основателя «Евраза» Александра Абрамова (№26 в списке богатейших людей России, состояние $4,6 млрд).
Компания Moran Yacht & Ship продала 68-метровую яхту Kismet за €79 млн. Сменила владельца 61-метровая яхта от Benetti — небезызвестная Diamonds are forever, принадлежавшая известному яхтенному бизнесмену, основателю Millennium Super Yachts Джону Сталуппи.
Что изменилось в России
На российском рынке кризис сказался особо заметно. Усугубила ситуацию и высокая таможенная пошлина - более 40%. «Экономический кризис откинул яхтенный бизнес лет на 10 назад, — говорит Антон Долотин из Royal Yacht Club. — Обороты нашей компании упали почти на 40%, но за счет эффективной команды нам удалось сохранить позиции на рынке. В среднем, в посткризисный период мы продаем от 25 до 35 лодок разного размера ежегодно».
Другая российская компания — Premium Yachts — встретила кризис с большим стоком дорогостоящих яхт. Оборот компании в последние годы по сравнению с докризисным периодом сократился в 2,5-3 раза. В 2013 году году компании удалось продлить контракт с Ferretti Group до 2016 года и добавить в свой портфель яхты Riva (ранее представителем Riva в России был «Буревестник»).
Не самые лучшие времена переживал в кризис один из лидеров рынка — «Буревестник Групп». В последние годы компания катастрофически теряла позиции по многим лодочным брендам (а их у группы было больше десятка), однако все же держалась на плаву за счет Sunseeker и Sanlorenzo. В прошедшем году из группы вышел партнер, который с брендами Sanlorenzo, Fairline и Mulder создает новую компанию.
Еще один тренд года — российские компании начали открывать свои офисы в Европе (как в сегментах до 40 м так и от 45 м до 100 м, и выше).
Именно здесь россияне предпочитают покупать большие яхты.
Евгений Кочман, чья компания Imperial Yachts занимается не только строительством яхт, но и их управлением в Европе, заметил: «Изменился менталитет российского клиента в отношении чартера. Можно сказать, что до этого он был ошибочным. Сегодня уже при строительстве яхты мы ведем беседу с заказчиком о чартере сразу после ее спуска на воду. Россияне начали сдавать в аренду свои шале, самолеты, яхты. Если ими управляют профессионалы, риска никакого нет. Только выгода».