К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сила привычки: почему она побеждает человека

Журналист New York Times Чарльз Дахигг задумался над тем, что такое привычный образ жизни
Журналист New York Times Чарльз Дахигг задумался над тем, что такое привычный образ жизни
Книга репортера The New York Times о том, что на самом деле формирует нашу жизнь

Кто из нас не пытался справиться со своими дурными привычками и не давал себе зарок бросить курить, начать ходить в спортзал, перестать занимать деньги «до получки» и срывать дедлайны? Сколько сил и времени уходит на борьбу с самими собой, зачастую безрезультатную. Но какой бы ни была эта борьба, в конечном счете сам человек выбирает свои привычки и несет ответственность за свою жизнь.

Автор книги «Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе» репортер The New York Times Чарльз Дахигг провел настоящее журналистское расследование механизмов работы привычек. Его книга, вышедшая на русском языке в издательстве «Карьера-пресс», — результат анализа сотен научных работ и интервью с учеными и руководителями компаний, которые приводят к выводу: привычками можно управлять и изменять их. Путь непростой и небыстрый, но вполне реальный.

Более 40% действий мы совершаем на автомате, под воздействием привычек, не принимая осознанных решений, констатируют ученые. Точнее, решение было принято давным-давно, когда, взяв в руки первую сигарету, впервые открыв ночью холодильник, случайно изменив супруге/супругу или войдя на порог казино, мы получили избавление от одиночества, скуки, страха, давящих обязательств, выброс эндорфинов или физиологическое удовлетворение. Так запускается петля привычки: знак — привычное действие — награда. С течением времени знак почти сращивается с наградой и появляется страстное, непреодолимое желание нашего мозга покурить, наесться сладостей на ночь или опустить жетон в игровой автомат. Так люди становятся жертвами своих привычек.

 

Постоянная неудовлетворенность человеческого мозга широко используется в маркетинге. Классический пример того, как новый товар может изменить привычки целой нации, — зубная паста «Пепсодент», которая заставила американцев чистить зубы каждый день. Задача маркетолога — встроиться в существующие привычки покупателей или придумать новую петлю привычки. Знаками для ее запуска могут служить мятный вкус зубной пасты, пенящийся шампунь или рев мотора автомобиля.

За автоматические реакции человека отвечают базальные ядра — образования в центре головного мозга, функции которых были не до конца понятны ученым. В начале 1990-х специалисты Массачусетского технологического института предположили, что базальные ядра отвечают в том числе за привычки. Многочисленные лабораторные эксперименты показали, что наши привычки — результат работы механизмов неврологии, направленных на оптимизацию усилий мозга. Действительно можно сойти с ума, если каждое утро задумываться над тем, как почистить зубы, выгнать машину из гаража или завязать шнурки. Таких автоматических действий в арсенале человека множество. В этом скрыто и преимущество, и опасность. Привычки позволяют нам не думать о многочисленных бытовых мелочах и высвобождать серое вещество для размышлений о более важных вещах. Но они же могут серьезно угрожать нашему существованию.

 

Некоторые привычки играют воистину судьбоносную роль в жизни не только своего носителя, но и его семьи, компании и всего общества. Благодаря с детства сформировавшейся системе привычек американский пловец Майкл Фелпс установил один из своих мировых рекордов практически «вслепую», проплыв всю дистанцию в наполненных водой очках. Привычка контролировать безопасность производства, ставшая краеугольным камнем организационной культуры корпорации Alcoa под руководством Пола О’Нила, привела к пятикратному росту капитализации металлургического гиганта за 13 лет. Одновременно привычки становились причинами банкротства компаний и гибели людей, разрушали судьбы и семьи. Получается, что если человек не управляет своими привычками, то они управляют человеком.

Есть и хорошая новость. Понимание природы привычек позволяет работать с ними, сознательно заменяя одно привычное действие на другое или вредные привычки на целительные. Эта работа требует осознанности, концентрации и силы воли. Здесь главное — не переусердствовать. Не стоит насиловать себя, бросив курить, начав ежедневно посещать спортзал и изматывая диетами одновременно. Есть опасность, что вскоре организм устанет от чрезмерных нагрузок и запротестует. Все потому, что сила воли работает как мышца и у каждого индивидуальные способности выдерживать ту или иную нагрузку.

 

Гораздо успешнее в деле изменения привычек работает стратегия «малых дел». Зачастую ежедневная утренняя пробежка или уборка постели после сна может кардинально изменить жизнь человека. Каждая новая привычка как бы тренирует силу воли человека, тем самым мотивируя его к дальнейшим изменениям. Начав заниматься спортом, люди, как правило, меньше курят, сокращают употребление высококалорийной пищи и алкоголя. Таким образом, одно действие становится фундаментом для новой системы привычек. Для читателей, которые готовы изменить свою жизнь прямо сейчас, в конце книги приведено практическое руководство к действию.

Построение такой системы потребует времени, терпения и, главное, веры в успех всего предприятия. Привычки имеют обыкновение возвращаться, особенно в моменты тяжелых потрясений, которые могут как служить стимулом для изменения привычного течения жизни, так и стать настоящим тестом для новых привычек. В такие моменты крайне важно искренне верить в возможность изменений. Как показывает эффективно работающее общество анонимных алкоголиков, избавиться от зависимости легче в группе, чем в одиночку. В сообществе вера рождается и распространяется быстрее.

Будучи проявлениями индивидуальной неврологии каждого человека, привычки определяют социальные модели поведения больших сообществ. В социальных структурах новые привычки могут распространяться как вирус и приводить к серьезным общественно-политическим трансформациям. Вот пример. Каждый день в иракском городе повторялась одна и та же картина. Народ приходил на рыночную площадь, где начинался стихийный митинг, перераставший в бунты и погромы, а те, в свою очередь, вызывали жесткий разгон толпы американскими войсками, часто с жертвами. Остановить эту цепочку кровопролития удалось новому командиру американского гарнизона, который принял неожиданное решение: он запретил появляться на площади продавцам уличной еды и напитков. В тот же день собравшаяся толпа, недолго пошумев, рассосалась сама собой.

Есть и более масштабные истории. В Америке 1960-х годов борьба за равноправие под руководством Мартина Лютера Кинга началась с распространения новых поведенческих моделей среди чернокожего населения городка Монтгомери штата Алабама и, подобно эпидемии, охватила всю страну. Страстное стремление к равноправию и вера в христианские ценности сформировала у сотен тысяч жителей Соединенных Штатов привычку к самоорганизации и ненасильственному протесту, несмотря на преследования со стороны властей. Сопротивление привело к принятию в 1964 году Закона о гражданских правах, который объявил незаконными любые формы сегрегации, а также дискриминацию женщин и меньшинств. Эта вдохновляющая история заставляет задуматься о привычках и моральных императивах нашего общества и о том, какие привычки, кроме критики власти в социальных сетях, могут стать ключевыми для нынешнего протестного движения в России.

 

Рассматривая механизмы работы привычек от лабораторных экспериментов до социальных и исторических закономерностей, Чарльз Дахигг ставит перед читателем вопрос о свободе выбора человека и его личной ответственности за свою жизнь. Под оболочкой нон-фикшн скрывается либертарианский манифест о том, что каждый может выбрать, как жить и в каком направлении двигаться. В этом и есть главная сила привычки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+