По дебютам, представленным на фестивале и в особенности по короткому метру хорошо видно, что начинающие режиссеры, даже если они пока не вполне представляют, как делать кино и для чего, понимают в общих чертах, для кого они его делают. Самовыражение в радикальных формах эксперимента становится атавизмом.
Получая приз за лучший короткометражный фильм — яркую черную комедию «Кредит», где все имеет свою цену и только снег — бесплатно, режиссер Вадим Валиуллин сообщил, что в дальнейшем он намерен снимать именно мейнстримное кино для самой широкой аудитории. Это знаковое признание описывает новую расстановку сил, так отчетливо проявившуюся на «Кинотавре» в обеих конкурсных программах. Переход от артхауса к жанровому и массовому кино свершился, по крайней мере, на уровне намерений и задач, поставленных перед собой новым поколением режиссеров. Решения жюри точно отразили этот сдвиг. Главный приз получила картина, сорвавшая овации зала в первый же рабочий день фестиваля, «Хороший мальчик» Оксаны Карас, консервативная по форме и содержанию комедия воспитания чувств с отличным актерским ансамблем, обаятельными диалогами и фантастичной атмосферой не слишком опасного приключения.
В коротком метре дипломы получили комедийный триллер «На дачу» Алексея Наумова, также подчеркнувшего, что предпочитает снимать зрительское кино, комедия Кирилла Васильева «Ну здравствуй, Оксана Соколова», сделанная по всем канонам жанра, и очень зрелищная, очень привлекательная в своей лаконичной простоте картина Дмитрия Д. Лесневского Turnaround.
Один из ярких примеров – компания Disney займется прокатом дебютного триллера «Коллектор» Алексея Красовского, а сам фильм награжден дважды – приз за лучшую мужскую роль присужден Константину Хабенскому, в полном одиночестве проходящему драматичнейший телефонный квест. Приз за лучшую операторскую работу отдан Денису Фирстову, отправившему камеру в фантастический ночной полет на элегантно ограниченном пространстве «Коллектора».
quote_block node/322439Также два приза присудили комедийному дебюту Ильи Учителя «Огни большой деревни». Приз им. Григория Горина за лучший сценарий получил Константин Челидзе. Вторая награда — специальный диплом жюри с формулировкой «За лучшее кино о кино». В основе также комедийного сюжета — съемка фильма партизанскими методами. Любительская съемочная группа похищает артиста Дмитрия Дюжева, чтобы участием звезды обеспечить фильму успех, а на вырученые деньги восстановить кинотеатр. Картина о производстве фильма вопреки всем правилам кинопроизводства сделана на грани трэша, которую старается не переходить — во имя комфорта будущего зрителя.
Трэш, лубок, подчеркнутый наив также востребованы в фильмах «Человек из будущего» Романа Артемьева и «Рыба-мечта» Антона Бильжо. Это помогает повторить очертания «народной комедии», которая чаще всего становится хитом местного рынка, тогда как авторское кино чаще всего готовится на фестивальный экспорт. Наиболее профессиональный фильм конурсной программы, «Ученик» Кирилла Серебренникова признан лучшей режиссерской работой и, очевидно, продолжит фестивальную гастроль, начатую на Каннском фестивале, где фильм наградили премией имени Франсуа Шале. Хорошая новость в том, что у картины также появился российский прокатчик, компания "Вольга".
«Зоология» Ивана Твердовского отправится в конкурсную программу Карловых Вар, оттуда в Торонто и Сан-Себастьян. Жюри «Кинотавра» приняло, наверное, свое самое справедливое решение, отдав приз за женскую роль Наталье Павленковой, деликатно ведущей свою партию в сюжетных обстоятельствах на грани фола. Ее героиня, кроткая, как Чебурашка в стране опасных крокодилов, работница зоосада внезапно обзаводится хвостом, преображается, расцветает, но не осмеливается насладиться им в полной мере, поскольку по окружающему террариуму поползли грозные слухи.
quote_block node/322547Еще одним специальным дипломом — за музыкальное решение отметили композиторов фильма «Разбуди меня» Джорджо Джамбо и Игоря Вдовина. Режиссер Гийом Проценко делает выбор в пользу не просто хорошо, а выразительно рассказанной истории, и это история любви и пули, только большей частью она происходит во сне, и это сильно усложняет ее устройство и тем самым путь к зрителю.
Жанровое кино никогда не было забыто на «Кинотавре», побеждало и прежде, но количественный и качественный перевес всегда был на стороне авторского кино, которым по сердечной склонности занималось предыдущее поколение режиссеров, в соответствии с давней формулировкой авторского кино Александра Роднянского: «индивидуальная система рассказа за пределами стереотипов». Многие из этих ныне признанных авторов теперь востребованы на телевидении или снимают блокбастеры, к примеру, Николай Хомерики: его «Ледокол» — среди главных премьер осени. И это не только российская специфика. Один из самых важных режиссеров европейского авторского кино последнего десятилетия Паоло Соррентино готовит восьмисерийный сериал The Young Pope в копродукции телеканалов HBO и Canal Plus.
Художественного результата достигает документальная сага о поисках места в жизни, о мечте, о семье, которая отличается от других счастливых семей лишь тем, что это семья таджикских переселенцев из дома-картонки на пустырях Новой Москвы. Режиссер «Чужой работы» несколько лет наблюдал жизнь молодого парня Фарруха, метающего об актерской карьере. В неигровом сюжете проявилась полноценная драматургия. На территории, традиционно находящейся в зоне социальной депрессии, вызрела эмоциональная история редкого уровня нормальности, повествовательной связности и простоты. Одна из лучших сцен в фильме – разговор родителей и сына о том, как поступать, чего хотеть, на что надеяться, с кем бороться – с жизнью. Разговор, ведущийся на ломаном русском языке, звучит интеллигентнее большинства речей носителей языка в остальных фильмах.
Массовый зритель, на которого ориентируются молодые и не очень режиссеры, приехавшие на «Кинотавр», скорее всего картину Шабаева не увидит. Но что, если этот зритель – такая же воображаемая фигура, штамп, и оправдывая ожидания этой призрачной условной фигуры, то ли тоскующей по старому советскому кино, то ли «хавающей все», то ли цинично смеющейся над всем, то ли сентиментальной до слез, начинающие кинематографисты обманывают себя?