Ударнейшим фильмом недели, несмотря на активную рекламу по ТВ нашего бойцового «Воина», признаем биографический криминальный триллер «Легенда». Действие развивается в «свингующем Лондоне» 1960-х, ставшем на время молодежной столицей мира, центром культурной и сексуальной революции. Правда, все основные события происходят на его окраинах. По всем признакам это типичная английская картина. Сделал ее, однако, американец — Брайан Хелгеленд. Его фамилию у нас интерпретируют именно так, хотя Хелджленд, по-моему, точнее.
Он сейчас один из лучших сценаристов, в частности, мастер экранных адаптаций современных романов. За сценарий «Секретов Лос-Анджелеса» получил «Оскара», за адаптацию «Таинственной реки» был на него номинирован. Как режиссер известен меньше. Но, в частности, снял «Расплату» — один из последних крутых боевиков с Мелом Гибсоном, которого на экранах теперь почти не видишь.
«Легенда» (или «Легенды», как иногда говорят в интернете), пожалуй, лучшая режиссерская работа Хелджленда-Хелгеленда. Впрочем, не знаю, как смотрится дублированная версия — мне посчастливилось увидеть фильм с субтитрами, весьма остроумными.
О ЧЕМ ЭТО
О легендарных братьях-близнецах Рони и Реджи Крей, которые в 1960-х стали королями Ист-Энда, известного со времен Диккенса как лондонское дно и теперь, несмотря на появившиеся там бизнес-небоскребы, имеющего славу района рабочих кварталов и простых парней — кокни. Хелгеленд уверен, что Креи принадлежат к английскому пантеону героев наряду с Робин Гудом и королем Артуром. По его словам, любой лондонский таксист и сегодня расскажет вам, будто его отец и дядя работали на Креев.
Главными врагами братьев долгое время оставались короли аристократического Вест-Энда Ричардсоны, уверенные, что легко победят пролетарскую бандитскую шваль. Не тут-то было. Один из самых эффектных эпизодов: Ричардсоны забивают Креям стрелку, но сами не приходят, подослав для расправы с конкурентами команду молодчиков. Но двое братьев с помощью молотков и кастетов легко-садистски расправляются с шестерками Ричардсонов.
Вскоре, в разгар знаменитого чемпионата мира по футболу 1966 года, который лишь раз проводился на родине самой популярной игры на свете и наконец-то позволил англичанам стать мировыми триумфаторами, Ричардсонов арестовывают. Исполнитель роли главного Ричардсона в титрах почему-то не значится. Может, его роль следует считать гостевой — камео. Между тем это не самый последний в мире актер Пол Беттани.
После этого Креи становятся хозяевами всего Лондона и обретают респектабельность, открывая клубы и казино на Вест-Энде. Как говорится в фильме, аристократы никогда не чурались общения с гангстерами. Между ними много общего: эгоизм и быстрое пресыщение достигнутым.
Братьев поощряют итальянские мафиози из Америки, надеющиеся превратить Лондон в европейский Лас-Вегас. Суммы, по нынешним временам, смешные. Сто тысяч долларов — это нечто сумасшедшее. Если казино приносит чистую прибыль в две тысячи фунтов в неделю — это супер.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО
Про братьев Крей снято много. Только в последние два года вышли или выйдут четыре фильма. Первый The Krays сделан в 1990-м, когда оба брата еще были живы и отбывали долгие сроки, — он недавно появился у нас на DVD под названием «Братья Крэй» (через «э»). Впрочем, к выходу DVD братья уже умерли: один в тюрьме-психушке, а другой, которого смертельно больным освободили до окончания срока из милосердия, — спустя полтора месяца после выхода на волю.
Оба брата всегда были франтами. Рон одевался под Аль Капоне. Реджи — под кинозвезд 1960-х, прежде всего Бельмондо.
В фильме 1990-го братьев в решающий момент изображали два разных актера — тоже братья.
В «Легенде», и это первая особенность фильма (и особый манок для киноманов), их обоих играет Том Харди — актер, ворвавшийся в последние годы в британскую и голливудскую элиту. У нас запретили один из последних фильмов с его участием «Номер 44» — Мединского не устроило, как там изображен сталинский СССР.
Тома Харди (что признает режиссер Хелгеленд) в первую очередь привлекла роль Рона Крея — кажущегося заторможенным психопата. Эта роль — выигрышнее. Она — характерная. У персонажа — лицо маньяка, даром что он в очках в отличие от брата-двойника.
Но главный герой фильма все-таки Реджи Крей — личность явно талантливая. Именно он ведет весь братский бизнес и выстраивает братские взаимоотношения. Он человек правильный, имеющий представления о морали.
Именно благодаря Реджи фильм обретает вторую особенность: в его основе — своеобычный треугольник. Его не назовешь любовным, но в некотором смысле он любовный, ведь его главная движущая сила — ревность и борьба за право единоличного обладания человеком, без которого жизнь — не жизнь.
Этот человек — Реджи. Противоборствующие стороны — его брат и его жена, которую играет новая звезда, миниатюрная австралийка (многие считают ее красавицей, я же в сомнении) Эмили Браунинг.
Цель жены — заставить мужа легализоваться, стать честным уважаемым бизнесменом. Для Реджи это было несложно: в его клубах и казино выступали модные артисты и гостила уже упомянутая аристократия.
Цель брата Рона — оставить брата в криминале. Потому что иначе он его потеряет. Именно по этой причине, а не только из-за своей шизофрении (в фильме — отчасти комичной, даже жена Реджи считает Рона забавным) он творит глупости (то бишь, может, не глупости, а продуманные акции), направленные на то, чтобы рассорить брата с респектабельным миром: хамит аристократам, после чего те уходят из казино, делает врагом консультанта, который в курсе всех нелегальных операций братьев и незаплаченных налогов (консультанта играет знаменитый англичанин Дэвид Тьюлис), а затем и совершает публичное убийство, заставляющее близнеца ради братства подставиться по полной.
И жена, и брат Рон, стремясь удержать Реджи при себе, предельно рискуют. Но, как твердо усвоили в 1960-е польские и советские зрители, ставка больше, чем жизнь.
Из всех хитросплетений рождается третья особенность «Легенды»: в этом фильме легко объединено то, что обычно разбросано по картинам самых разных жанров, которые ни за что не поставишь в один ряд. Он о духе времени. Он о реальных людях с реальными биографиями и жизненными драмами. Он о смешных гангстерах, которых в английском кино нового века привычно видеть в фильмах Гая Ритчи.
Наконец, это фильм о криминальной жестокости. В нем достаточно натурализма: в сценах драк, пыток, избиений, убийств.
Все по отдельности видано, но сочетание делает «Легенду» фильмом своеобразным. Позитивному впечатлению не мешало даже то, что я прекрасно знал, чем все должно завершиться. Ведь абсолютно во всех фильмах про гангстеров, которым в кино почему-то непременно сочувствуешь, сначала у героев все хорошо, а потом — все плохо. Даже трилогия «Крестный отец» — и та завершилась печально.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА
Быть гангстерами непросто. Особенно если эти гангстеры — близнецы.