Том Круз как Джеймс Бонд: фильм недели — «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
Жаль, что в названии пятой части «Миссии», которая «невыполнима», — Mission: Impossible – Rogue Nation — отсутствует порядковый номер. Да, его не было и в четвертой серии, хотя две предыдущие именовались «Миссия невыполнима 2» и «Миссия невыполнима 3». Но я так рассчитывал на «Миссию невыполнима 5»! Это стало бы одним из самых концептуальных названий в истории кино. В какой-то момент я наивно полагал, что именно ради такого названия и был затеян весь проект. Ведь в сокращенном виде оно выглядело бы как MI5. А потом вышло бы продолжение MI6. Для редких непосвященных: это для Запада как КГБ — названия подразделений британской контрразведки. Поскольку «Миссия» изначально затевалась как альтернатива бондиане, герой которой находится на службе Ее Величества, в этих аббревиатурах содержался бы наглый вызов.
Но не срослось. Возможно, потому что британская контрразведка, как, впрочем, и ЦРУ, предстают в пятой «Миссии» не в самом приглядном виде.
Зато сценаристом и режиссером фильма стал Кристофер Маккуорри. Для него «Миссия» — всего лишь третья режиссерская работа. До этого он снял боевик «Джек Ричер» все с тем же Крузом в главной роли (который в «Миссии» — главный герой и продюсер), не великий, но и не стыдный. Сочинил сценарии к двум фильмам, в которых Круз снимался: военной драме о покушении на Гитлера «Операция «Валькирия» и невероятному по хитросплетениям боевику «Грань будущего». Но фирменное достижение Маккуорри — сценарий знаменитого триллера середины 1990-х «Обычные подозреваемые» (№24 на сайте imdb.com в списке лучших фильмов всех времен). За него он получил «Оскара». После чего наряду с Тарантино стал считаться одной из надежд новейшего Голливуда.
О ЧЕМ ЭТО
Засекреченное подразделение суперпрофессионалов «Миссия невыполнима» в ходе заседания сенатской комиссии США объявлено расформированным. Поскольку проявляло в последнее время самодеятельность, приведшую даже к разрушению московского Кремля.
Один из членов группы (с лицом Винга Реймса) уходит в отставку. Двое других (с лицами Джереми Реннера и Саймона Пегга) вынужденно переходят на работу в ЦРУ, глава которого (с лицом Алека Болдуина) — главный ненавистник группы «Миссия невыполнима» и ее лидера Итана Ханта.
Самому Ханту, у которого по-прежнему лицо Тома Круза, приходится тяжелее всех. Он оказывается между двух огней и подается в бега. Они, по традиции, охватывают полмира: Белоруссия, Юго-Восточная Азия, Лондон, Куба, Париж, Вена, Марокко. С одной стороны, за Хантом-Крузом охотится ЦРУ, и у агентов есть приказ на его уничтожение. С другой — он сам пытается разоблачить и уничтожить террористическую организацию Синдикат, созданную бывшим агентом британской разведки из сотрудников различных национальных спецслужб (немецкой, израильской, etc.), которые — при хитром содействии Синдиката — были сочтены убитыми. Цель Синдиката — обрушить существующий миропорядок. Зачем? Меня не спрашивайте. Но в контексте фильмов «Миссия невыполнима» четкий ответ и не требуется.
Есть и третья сторона: работающая на Синдикат британская разведчица, дважды спасающая жизнь персонажу Круза, про которую до конца непонятно, в какую игру она играет: за наших или против? Англичанки на роль англичанки почему-то не нашлось. Так что героиню изображает шведка Ребекка Фергюсон.
Главный страшный вопрос: сумеет ли персонаж Круза, постепенно подтягивающий к себе прежнюю команду, доказать до конца фильма, что он не преступник, убедить ЦРУ в существовании Синдиката и избежать пуль, ножей и пыток — как цэрэушных, так и синдикатных?
Как вы думаете, сумеет?
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО
Иронизировать над «Миссией», которая «невыполнима», — все равно что измываться над ребенком или верной собакой.
Западные зрители фильм хвалят. Наша критика безусловно разругает. Ведь стыдно признаться, что подобное кино способно вызвать у вас сердцебиение. Я не стыжусь. Фильм начинается с завирального эпизода, когда персонаж Круза, стремясь проникнуть в военный самолет, перевозящий смертоносный груз, взлетает вместе с ним, вцепившись снаружи в закрытую дверь. А после во время титров начинает звучать знаменитая музыкальная тема «Миссия невыполнима» Лало Шифрина. И тут я перестаю владеть собой. Я пускаю слезу. Я этого хотел. И доказывайте мне после этого, будто фильм — дурацкий.
Главное, за что можно ругать «Миссию»: проект затевался как радикальный протест против «папиковой» бондианы, а в итоге сам стал ею. В то время как киносериал про Бонда повернулся к психологическому реализму.
Добавлю обвинений: современная «Миссия невыполнима» и есть старая бондиана, времен не Тимоти Далтона и Пирса Броснана (когда она утратила стиль, в том числе из-за того, что отдала дань политической конъюнктуре) и не Шона Коннери (когда в ней властвовала пародия на шпионский боевик), но времен Роджера Мура, когда пародия, стильность и актуальность ладно уживались между собой.
Больше того скажу: «Миссия невыполнима» нещадно ворует у старой бондианы. Отчего «Миссия» избавилась от порядковых номеров? Да потому что у бондианы всегда эффектные названия, а вот номеров нет. Далее: Бонд, как теперь и Хант, тоже попадал в число списанных агентов. У Ханта спустя полгода после ухода в подполье борода, как у Бонда-Броснана после северокорейского плена. Одна из главных сцен, как и в позапрошлой бондиане (впрочем, как и в последнем «Крестном отце»), разворачивается в опере.
Опять же: были девушки Бонда. Теперь из серии в серию появляются девушки Ханта. Впрочем, Хант, в отличие от Бонда, с ними не спит. Но и Бонд со своими девушками больше не спит — не те времена, политкорректные.
В отличие от бондианы времен Мура и особенно Коннери в «Миссии» все всерьез, даже когда персонажи снимают со своего лица чужие лица — как в «Фантомасе».
Но меня это абсолютно не волнует. Я получаю удовольствие от просмотра очередной серии «Миссии» (хотя от Бонда получаю больше) — и для меня этого достаточно.
И какая при этом гонка мотоциклов и авто с перестрелкой в Марокко! Истинный шедевр в жанре action!
Новая «Миссия невыполнима» подтверждает, что в мире есть только два супербоевика: бондиана и «Миссия». Все остальное, включая «Крепкого орешка», «Борна», — это второй ряд.
СТРАННОСТИ
Как персонажи выживают, двадцать раз перевернувшись в машине во время ее падения? Как они в финале быстро — да еще в определенном месте — обустраивают ловушку для негодяя? Ответ один: судить этот фильм по законам логики не стоит. Мне это, еще раз повторю, не мешает получать киноманское удовольствие.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА
Из фильма философское: «Она хотела меня убить! — Но это не значит, что она плохой человек!» Еще одна фраза, принадлежащая циничному шефу британской разведки: «В политике нет союзников — есть только общие интересы».