К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Карнавала не будет: концертный рынок России ждет затишье

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Промоутеры отказываются от топовых исполнителей, а зарубежные звезды — от гастролей в России

Российским зрителям придется забыть о насыщенной концертной программе и доступных билетах: падение рубля и «украинские» санкции не только увеличили стоимость привоза иностранных артистов почти в два раза, но и закрыли доступ в страну десяткам звезд.

Периферия Европы

Москва и Петербург всегда считались периферией для зарубежных музыкантов. Ехать в Россию затратно и по времени, и по деньгам: из-за необходимости таможенного оформления грузов и аппаратуры артистам приходится закладывать дополнительные несколько дней на гастроли.

vrezka

 

Промоутеры обычно завлекали топовых звезд гонорарами, которые существенно превышали европейские «цены по больнице», рассказывает Евгений Ладыженский, основатель компании Smart.Network Agency, занимающейся букингом иностранцев и организацией гастрольных туров. Теперь у участников рынка пропадает интерес к артистам из-за рубежа — «в связи с большими рисками от волатильности курса рубля и падением покупательской способности населения», говорит управляющий партнер клубов RED и «Театръ», совладелец Line Up Group Никита Новицкий. По итогам 2014 года курс рубля упал на 41% по отношению к доллару и на 34% — к евро, что автоматически взвинтило суммы валютных гонораров.

«Мы продаем билеты сообразно зарплатам зрителей, а гонорары выросли на 30-40%, притом что музыканты не повышали изначальных требований: если раньше они просили $1 млн, то и теперь просят $1 млн, который просто стоит куда больше. Спрос на иностранных музыкантов падает по причине нерентабельности [их концертов]», — признает владелец клуба Ray Just Arena Анатолий Сульянов.

 

В 2014 году московский Stadium Live успешно принял несколько знаковых выступлений-2014. Теперь владелец площадки Александр Чистяков готовится урезать прибыль. Средняя цена на билет на танцпол в клубе в 2014 году составляла 1700 рублей (около $50 по прежнему курсу), говорит он.

«Предположить, что можно увеличить ее в два раза, просто нелепо: никто из зрителей не сможет себе этого позволить. В итоге приходится работать над снижением гонораров, издержек, но получается с трудом», — признает бизнесмен.

«В 2013 году нас посетило около 220 000 человек, в 2014-м — около 175 000. Это связано с меньшим количеством знаковых интересных мероприятий, способных собрать аншлаги. Как будет выглядеть 2015-й, пока вообще не понятно», — добавляет Чистяков.

 

По мнению Евгения Ладыженского, количество привозов зарубежных артистов сократилось примерно на 30%. «Думаю, в 2008 году спад был меньше: тогда все происходило резче, и период падения был короче», — отмечает эксперт. Оценки владельца Ray Just Arena Сульянова еще пессимистичнее: начиная с марта 2014 года, после референдума в Крыму, объем привоза иностранцев обвалился на 50%.

Музыкальные «отказники»

У проблем концертного рынка две основных причины: кроме падения курса рубля это внешнеполитическая ситуация, накалившаяся после присоединения Крыма и начала вооруженного конфликта на Украине. В Россию отказались ехать американцы Black Keys и исландцы Sigur Ros, рассказывает Чистяков. На площадке Ray Just Arena отменила выступление инди-группа из США The National. В знак протеста против давления российских властей на правозащитников гастроли отменили бывший фронтмен Led Zeppelin Роберт Плант и основатель Dire Straits Марк Нопфлер. Были «единичные случаи, когда артисты замораживали переговоры "до лучших времен" или вовсе отказывались ехать в Россию исходя из личных убеждений», заключает Никита Новицкий.

Украинские события ударили и по русскоязычным музыкантам, которые стали персонами нон-грата в Москве или Петербурге за «непатриотическую» позицию. Речь не только об Андрее Макаревиче и Диане Арбениной, едва ли не каждый концерт которых пытаются сорвать политические активисты. Количество «запрещенных» групп постоянно расширяется: региональные чиновники, желая перестраховаться, отменяют концерты украинцев и белорусов («Океан Эльзы», «Воплi Вiдоплясова», «Оркестр Дзержинского», Руслана и др.).

«Некоторым [артистам] запретили выступать в России в течение 12 месяцев, а некоторых «не одобряют». Это еще больше сужает выбор репертуара для площадок», — констатирует Александр Чистяков. В конце декабря 2014 года прокремлевская «Инициативная группа московских студентов» пыталась сорвать первый концерт группы Brutto, созданной экс-фронтменом «Ляписа Трубецкого» Сергеем Михалком, и власти не стали препятствовать активистам.

Промоутеры все чаще задумываются, стоит ли вообще связываться с «проблемными» артистами.

 

На фоне призывов Кремля воздержаться от гастролей по Северной Европе и Прибалтике, отношения с которыми обострились, появляются «прямые и косвенные» рекомендации Госдепартамента США и других структур не работать с Россией, говорит Чистяков. И в Британии, и в США есть свои министерства культуры, которые советуют музыкантам бойкотировать Россию, соглашается Анатолий Сульянов. И звезды уровня Бейонсе и Мадонны, радеющие об имидже, прислушиваются к чиновникам.

Серьезный урон по имиджу России наносят выходки православных активистов. «Если твоей жизнью не интересуются православные [активисты], значит ты что-то делаешь не так», — рассказывает Сульянов популярную среди промоутеров шутку. В прошлом году с их подачи были сорваны выступления Мэрилина Мэнсона, Сannibal Corpse, Cradle of Filth и Behemoth. После выступлений Мадонны и Леди Гага суды получили прецедентные иски от защитников морали.

По словам Сульянова, за рубежом эти инциденты активно обсуждаются, что портит имидж концертных агентств. Артисты могут спокойно реагировать на подобные происшествия, но «ситуацию накручивают их агенты и менеджеры, чтобы получить более высокий гонорар», говорит Чистяков. «Интересно будет посмотреть на списки выступающих традиционно «звездных» фестивалей типа Kubana или Park Live, — усмехается он. — Пока они выглядят очень сильно». По данным «Коммерсанта», уже летом 2014-го Kubana получил более десяти отказов.

Выбор не в пользу концертов

Прогнозы на ближайшие несколько лет мрачные: по промоутерам ударят рецессия в экономике, падение рубля и снижение общего уровня благосостояния.

 

«Людям придется выбирать между развлечениями и покупкой еды и одежды. Выбор явно будет не в пользу концертов»,  уверен Никита Новицкий.

Организаторы выступлений ищут способы снижения издержек: кто-то перекладывает расходы на потребителей, повышая цены на билеты; кто-то зарабатывает на продаже атрибутики; кто-то продает ужин со звездой или встречу с музыкантом за внушительные деньги. Компания Новицкого, дабы минимизировать риски, занимается покупкой валютных фьючерсов. Некоторые агентства, как фирма Евгения Ладыженского, переключились на отечественных артистов. «Сейчас опять начинаем букировать иностранцев, но очень осторожно, и наши предложения значительно ниже, чем могли бы быть раньше»,  замечает бизнесмен.

В 2015 году не будет неожиданных премьер: промоутеры думают только о том, как провести уже заявленные выступления суперзвезд. Где точно обойдется без крупных зарубежных артистов, так это в Крыму, согласны все участники отрасли. На полуостров звезды не поедут, так как это сильно отразится на имидже за рубежом, объясняет Новицкий. Президент компании «Русский Шоу-Центр» Владимир Зубицкий замечает, что в Крыму нет инфраструктуры — достойных концертных площадок, зато есть низкая платежеспособность населения и сложная логистика.

Однако он призывает не хоронить промоутерский рынок раньше времени: как минимум в Россию едут Metallica и Scorpions. «Есть ребята, которые в гробу видали министерства  (с рекомендациями не посещать Россию) – и это не может не радовать: и Metallica, и Placebo», — говорит Анатолий Сульянов. Компания Зубицкого уже ведет переговоры с U2, организация концертов которой считается самой сложной с точки зрения логистики.

 

«Есть и положительные нотки в кризисе, — подытоживает Новицкий. — Рынок должен оздоровиться».

«Агентства не будут так рьяно гоняться за артистами, перебивая предложения по гонорару. Количество мероприятий снизится, у зрителей выбор станет меньше, но выровняется спрос и предложение», — заключает он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+