Когда голландец Антон Корбайн, легендарный фотограф и именитый клипмейкер, в середине 2000-х, в возрасте чуть за 50 решился уйти в большое кино, стало сходу понятно, что его волнует проблема, может ли человек оставаться человеком в экстремальных ситуациях. Способен ли он сохранять представления о морали. Кстати, талантливых моралистов сейчас в кино мало. Вот бездари, особенно отечественные – те все как на подбор моралисты.
Уже во втором своем фильме «Американец» с Джорджем Клуни Корбайн погрузился в психологию киллера высшего класса. А теперь снял «Самого опасного человека» про сотрудников спецслужб — в оригинале A Most Wanted Man, и, право, какая другая киноработа, если не эта, достойна звания фильма месяца? Ведь Корбайн сделал не просто классный триллер, в котором сюжет развивается вроде бы медленно, но при этом готов резко распрямиться как пружина (похоже, это становится фирменным стилем Корбайна), а фильм концептуальный.
Он исследовал нутро сотрудников спецслужб – тема, согласитесь, весьма актуальная для современного избирателя: можно ли считать сотрудников спецслужб нормальными людьми, такими как ты, я, она?
Фильм снят по одноименному, опубликованному в 2008 году роману Джона Ле Карре. А уж лучше Ле Карре, отставного сотрудника британских Ми-5 и Ми-6, никто среди серьезных писателей не знает о спецслужбах.
Фильм вышел у нас 11 сентября – и это символично. Потому что действие происходит в Гамбурге, где и были (об этом знают далеко не все) спланированы теракты 11 сентября – оттуда экстремисты-убийцы, помолившись в мечети, отправились в Америку. После этого к Гамбургу приковано внимание разведок. Речь об одной из таких разведслужб, созданной для внедрения своих в мусульманскую общину Германии. Ее возглавляет Гюнтер Бахманн – его играет один из лучших актеров XX века, недавно умерший Филип Сеймур Хоффман (это его первое, но не последнее посмертное появление на экране, будут и другие – в частности, в двух новых сериях «Голодных игр»).
Подразделение, которым руководит Бахманн, странное. Его словно бы и нет. Как говорит сам Бахманн, «мы не существуем ни легально, ни нелегально. Ведь официальной разведке нужно, чтобы кто-то делал за нее работу, которая запрещена немецкими законами». Ситуация осложняется тем, что Бахманн на ножах с шефом официальной гамбургской разведки, которого интересует только перспектива стать в струнку перед начальством и отрапортовать о выполненном долге.
Тут-то на беду в Гамбург тайком приезжает сбежавший из России некто Иса Карпов – первая большая роль в супермеждународном проекте нашего Григория Добрыгина. Он сын покойного русского генерала и юной чеченки, которую генерал изнасиловал (умерла при родах). Были такие истории – что тут комментировать? Имя Иса он взял в знак протеста против отца – вообще-то он Иван. Он приехал за деньгами, которые отец отмывал при помощи одного из гамбургских банков. Там на него записаны более десяти миллионов евро. Отцовские деньги Иса ненавидит, как и отца, – он хочет передать их на благие цели. Проблема в том, что в России его считают террористом, и официальная гамбургская разведка считает тоже, поскольку Иса сам подтвердил свой экстремизм во время допроса в России.
У Бахманна иное мнение. Он считает Ису честным парнем («После суток допроса у русских любой из нас сознался бы в чем угодно», — резонно заявляет он) и утаивает его местонахождение от гамбургской полиции. Но решает затеять многоходовую комбинацию: подстроить дело так, чтобы Иса захотел отдать кровавые отцовские миллионы не куда-нибудь, а в благотворительный мусульманский фонд, возглавляемый уважаемым доктором Абдуллой. Бахманн (и не только он) подозревает, что часть денег благотворительного фонда идет на спонсирование террористов. При этом он не желает схватить Абдуллу за горло. Его цели: 1) добраться до реальных террористических глубин, 2) уличив Абдуллу в пособничестве мусульманским радикалам, наладить сотрудничество с ним. Ведь он человек вменяемый и интеллигентный, его можно переубедить.
Совсем иные цели у гамбургской разведки, которой для быстрого рапорта начальству нужны в качестве арестантов и (абсолютно невиновный) Иса, и Абдулла.
Я не выдаю сюжет – сам ненавижу спойлеры. Я помогаю в нем разобраться, потому что, как уже понял, он поддался не всем, ибо требует не попкорнового, а человеческого осмысления.
Бахманн с точки зрения общечеловеческой морали тоже не идеален. Его методы отдают гнильцой. Так один из его осведомителей – это сын Абдуллы, которого он убедил ради мира во всем мире предать собственного отца и обрек на нравственные мучения. Он принуждает (опять же ради мира во всем мире) следить за Исой и стучать на него единственного человека, которому тот доверяет, которого любит, — адвоката по правам человека (в этой роли суперзвезда-красотка Рейчел Макадамс). Он заставляет – опять же ради свободы и справедливости – сотрудничать с его спецслужбой банкира, который должен перевести миллионы Исы в благотворительный мусульманский фонд Абдуллы и зафиксировать, что часть денег ушла к террористам – банкира изображает Уиллем Дефо, так что количество звезд в фильме зашкаливает.
Бахманн – умница. Но у него уже был в прошлом терзающий душу провал, когда его агентурную сеть накрыли в Бейруте и погибли многие из тех, кто ему тогда доверял. Теперь он вдруг узнает, что его бейрутскую сеть сдало ЦРУ. В этом ему признается сотрудница американского посольства, которая на самом деле не самый последний чин в ЦРУ. Ее играет Робин Райт – еще одна суперзвезда «Самого опасного человека». Бахманна вдохновляет, что в затеянной им операции она на его стороне в отношении Исы и Абдуллы, а не на стороне тупой гамбургской разведки.
И тут-то вдруг начинаешь подозревать, что ничем хорошим все это завершиться не может.
Фильм предельно жестко анализирует, что такое современная тайная полиция. Симптоматично, что в последние годы появилось много фильмов - голливудских, английских, французских, немецких – о сути спецслужб.
После выхода в 2008-м романа Ле Карре, послужившего первоисточником для фильма «Самый опасный человек», некая Клер Фермонт написала в Socialist Review, что действие романа разворачивается в параллельной вселенной, где мораль искажена или вовсе отсутствуют, а государственные агенты потеряли всякую связь и с человечеством в целом, и с людьми, чьи жизни они разрушают.
Все очень верно – в том числе по отношению к фильму Корбайна.
В фильме хороши в кавычках все официальные спецслужбы: от русских до немецких, а хуже, циничнее всех американские в лице ЦРУ.
Официальным спецслужбам важен быстрый карьерный результат – а что при этом они взяли невиновных и вообще проехались по верхам, загнав реальные террористические центры в еще более глубокое подполье и заложив бомбу под будущим, им по барабану.
Но главное в другом. Более или менее нормальный человек типа Гюнтера Бахманна в системе спецслужб невозможен. Проанализировав фильм, понимаешь, что самый опасный человек, о котором говорится в названии, это не Иса и не доктор Абдулла. А именно Гюнтер Бахманн в исполнении Хоффмана. Приличный человек в спецслужбах опасен для приличных людей – он способен уверить этих людей, будто у спецслужб есть человеческое лицо, а его нет. С Бахманном опасно, нельзя иметь дело, потому что он никогда не сможет выполнить своих обещаний (хотя искренне верит, будто выполнит), и вы погибнете. Поскольку все другие люди в официальных спецслужбах неприличны, лживы, коварны и разом подставят и его, и вас. Название фильма можно интерпретировать и как «Самый разыскиваемый» - так это тоже про Бахманна.
Спецслужбам нужен такой честный и слегка наивный Бахманн, чтобы он сделал за них всю работу.
Сами-то они работать не умеют, неумны, но обладают талантом явиться на готовенькое и повести себя словно слон в посудной лавке.
Суть «Самого опасного человека», в конечном счете, сводится к тому, что основа работы типичного спецагента – ложь, разводилово, пренебрежение к потенциальным жертвам игры и отсутствие представлений о таком главном человеческом качестве как нравственность. И это никуда не девается с годами, даже если спецагент вдруг (как американка в фильме) становится сотрудником посольства или вовсе занимает сверхвысокий пост в государстве. Таким верить нельзя. Ни в чем и никогда.