Теории заговора: почему конспирологические фильмы популярны не только в России
Даже при мимолетном взгляде на кино- и телевизионные экраны легко заметить, что на них полно фильмов, пропагандирующих теории заговора, — легенды о таинственных враждебных силах, которые строят глобальные козни человечеству или же просто стоят за всем, что происходит: от биржевых кризисов до неверного прогноза погоды в Москве на первые недели сентября 2014-го.
По разным каналам сейчас повторяют три самых знаменитых конспирологических сериала «Твин Пикс», Lost и X-Files, причем столь концентрированной подачи X-Files или же «Секретных материалов» (по две серии ежедневно утром и вечером) на нашем ТВ не было даже в 1990-е, когда мужское сообщество попросту свихнулось на Джиллиан Андерсон в роли агента ФБР Даны Скалли.
Большое кино чуть отстает от сериального, но ему помогают прокатчики. В сентябре на экранах появится фильм Zulu с Орландо Блумом и Форестом Уитакером, которому у нас дали название «Теория заговора». Как кстати дали! Тут же пересмотрел фильм с оригинальным наименованием «Теория заговора» - Conspiracy Theory – и обнаружил там фразу, которая идеально характеризует и конспирологические теории, и их поклонников. Персонаж Мела Гибсона говорит героине Джулии Робертс: «Они бы этого никогда не допустили. – Кто «они»? – Я не знаю, именно поэтому их так и называют: они».
Популярность конспирологических теорий в современной России более чем понятна. Давно замечено, что такие теории овладевают умами в смутные времена. Народ кидается на поиски внешних, особенно закулисных врагов. Власть всячески поощряет это увлечение, поскольку оно отвлекает людей от осознания и анализа подлинных социальных проблем.
Не будет преувеличением сказать, что Россия сидит сейчас на игле теорий заговора.
По разным каналам (где с помощью людей, величающих себя политическими публицистами, где посредством специально снятых фильмов, которые комментирует пугающий голос, мгновенно заставляющий насторожиться) публике рассказывают, кто и на деньги каких тайных орденов пакостил России в XIX веке, в начале, середине и конце XX, в начале XXI, какая мировая закулиса вредит сейчас.
Но почему на той же игле сидят, например, американцы? Ведь именно они производят большинство фильмов и сериалов о том, что все происходящее на планете кто-то тайно спланировал и контролирует.
Для начала попробуем классифицировать теории заговора. Открыв интернет, вы обнаружите массу подобных классификаций. Все они длинные, путаные, глобальное перемежается в них с частным (самые популярные из малых теорий заговора: кто на самом деле убил Джона Кеннеди, нашли ли американцы инопланетянина в 1947 году (да), умер ли Элвис Пресли (нет), погиб ли Маккартни (да, в 1966-м и давно заменен двойником), высаживались ли американцы на Луне (тут две версии: нет, это была инсценировка, и да, но спешно закрыли лунную программу, поскольку обнаружили на нашем спутнике опасное неведомое), как погиб Гагарин (не так, как говорят, а возможно, во время неудачного облета той же Луны), кто взорвал башни-близнецы 11 сентября (американские спецслужбы) и кто стоит за смертью принцессы Дианы).
Опора на кинематограф позволяет эту классификацию предельно упростить. Однажды не кто-нибудь, а Борхес авторитетно доказал, что вся мировая литература, при всем своем многообразии, сводится лишь к четырем сюжетам. Так вот и мы рискнем предположить, что все многочисленные теории заговора подразделяются всего на четыре типа.
Война машин
Первый тип – активно набирающий обороты заговор искусственного разума против людского. Киноэпопея про терминаторов, роботов-убийц из будущего, которой в этом году исполняется тридцать лет (два первых и лучших фильма были созданы легендарным Джеймсом Кэмероном в 1984 и 1991 годах), только на первый невнимательный взгляд кажется развлечением. На самом деле и «Терминаторы», и «Матрицы», и «Я, робот» — все по-своему развивают те мрачные философские идеи, на которых основывался знаменитый фильм Стенли Кубрика по сценарию Артура Кларка «2001: Космическая Одиссея». Речь собственно о том, что искусственный интеллект не может не обрести способность к саморазвитию и самовоспроизводству. А когда обретет, то начнет создавать и свою идеологию. Логично предположить, что он сочтет себя более совершенным, нежели ограниченный человеческий разум. В таком случае война машин против людей не такая уж фантастика.
Везде масоны
Второй тип заговора, условно говоря, масонский: существует тайное мировое правительство, которое и верховодит человечеством. Тут нам прямой путь к X-Files, где тема, правда, несколько скорректирована: в это правительство входит политическая элита главных держав (включая, надо полагать, и Россию), которая при этом находится в давнем сговоре с инопланетянами, цель которых – постепенная колонизация Земли. В одной из серий X-Files, которую пересмотрел на днях, речь идет о том, что даже пятнышко прививки от оспы – это считываемое клеймо, по которому во времена, когда не было микрочипов, легко было идентифицировать, занести в базу данных и разыскать любого человека. Жаль, что некоторые из теорий заговора второго типа пока не экранизированы. Например, концепции создателя Новой хронологии академика Фоменко, который доказывал, что мировая история фальсифицирована в XIX веке правителями Европы и все было не так и не тогда. Одно время эту концепцию активно разделял Гарри Каспаров. А ведь сними кто фильм о том, как некий исследователь докапывается до правды (что правительства полностью переписали ради своей выгоды реальную историю человечества), вышел бы триллер не хуже «Кода Да Винчи», где развивается идея, что закулиса скрывает от нас правду о Христе. Причем весьма позитивную.
Закулиса капиталистов
Третий тип: миром правят мегакорпорации. Смотри «Отель «Новую Розу» Абеля Феррары. Или «Квант милосердия» - предпоследний фильм про Бонда. Или «Интернешнл» Тома Тыквера, в котором мировым закулисьем верховодит преступный клан банкиров. Или «Шоу Трумана» и «Хвост виляет собакой», где показано, что всем и всеми заправляют медиаимперии. Опять же: многое только предстоит экранизировать. Еще никто, например, не сделал картины про мировой заговор фармацевтов и Всемирной организации здравоохранения, регулярно выдумывающих новые опасные вирусы и пандемии, чтобы сбыть нам по бешеным ценам ненужные лекарства (о таком заговоре много судачат в интернете).
Тайная сила
Четвертый и последний тип: закулисной элитой мирового сообщества являются силы, которые мы считаем мистическими. Главные тут сейчас, конечно же, вампиры с их вечной жизнью, вечной любовью и вечным презрением к человечеству. Количество фильмов и сериалов про вампиров, снятых в последние лет двадцать, просто не перечесть: сериалы «Дневники вампира» и «Настоящая кровь», пришедшие на смену модной в 1990-е «Баффи – истребительнице вампиров», «Блейд» с продолжениями, «Другой мир» с продолжениями, «Сумерки» с продолжениями, многочисленные фильмы мэтров: «Зависимость» Абеля Феррары, «Между» Френсиса Форда Копполы, «Интервью с вампиром» и «Византия» Нила Джордана, «Выживут только любовники» Джима Джармуша, «Мрачные тени» Тима Бёртона, «Жажда» культового корейца Чхан Ук-Пака. Про неизменный интерес классиков кинорежиссуры от Мурнау до Херцога и того же Копполы к фигуре графа Носферату-Дракулы и говорить-то излишне. Причем если оборотни в литературе и кино – это обычно гопники, то вампиры – именно что тайная аристократия мира. Опять же удачный символ: все они там наверху пьют нашу кровь.
Вот, пожалуй, главная причина всемирной народной любви к теориям заговора: недоверие к начальству, которое развивается у масс не только в моменты общенациональной истерии.
Потому конспирологические теории так популярны в той же Америке. Как только нам выдают официальную точку зрения на события, народ сразу начинает подозревать, что она призвана скрыть пакостную правду. Мировая политика подливает масла в огонь: она зачастую засекречена, врет цинично и откровенно – как не поискать в ней тайные умыслы?