Вокруг света за 220 часов: зачем четверо бизнесменов облетели на вертолете земной шар
В теплый сентябрьский вечер 2013 года на поле рядом с подмосковным поселком Буньково собралась большая разношерстная толпа: несколько съемочных групп, женщины и маленькие дети, суровые мужчины с военной выправкой. Пока журналисты нетерпеливо курили, мужчины пристально вглядывались в небо, прислушивались, а одна из женщин, смахивая слезы, повторяла: «Это его давняя мечта. А мечты должны сбываться».
На территории вертолетного аэроклуба встречали первую российскую команду летчиков, за 43 дня совершивших кругосветный перелет на двух вертолетах.
И, конечно, никто из встречавших не мог представить, о чем говорят в воздухе сами пилоты. «В последний день путешествия мы стартовали из Владимира. К тому времени шли в размеренном режиме и перед вылетом из Владимира одновременно друг другу предложили: «А пошли сразу на второй круг вокруг шарика!» Вот тут наконец мы поняли, что наша многолетняя и теперь уже осуществленная мечта заканчивается, и захотелось вернуться», — рассказывает Дмитрий Ракитский, бывший физик, один из основателей и шеф-пилот компании «Авиамаркет», продающей и обслуживающей вертолеты.
Ракитский и еще один опытный член аэроклуба в Буньково Михаил Фарих (он совладелец нескольких компаний, занимающихся арендой недвижимости в Москве и Подмосковье) разработали маршрут вертолетной кругосветки несколько лет назад. Фарих начал летать в 2007 году, когда ему исполнилось 48 лет. В 2009 году они провели репетицию — вместе перегнали новый американский Robinson R44 из Лос-Анджелеса в Москву. Хотели тогда проверить свои силы, перелетев через Атлантику. «Проверяли не столько технику и собственное умение, сколько психологическую подготовку, — говорит Фарих. — Ведь непросто провести в полете над водной поверхностью более 12 часов». Еще через два года прошла сертификацию в России новая модель вертолета Robinson R66 с газотурбинным двигателем. Используемый для него в качестве топлива керосин более доступен, чем авиационный бензин, поэтому лететь решили на Robinson R66. Оставалось только найти машины, потому что брать вертолеты в аренду, даже у своего клуба, слишком дорого. Были и другие требования к участникам кругосветки: их род занятий должен позволять оторваться от дома, семьи и бизнеса на полтора месяца и у них должна быть возможность самостоятельно оплатить расходы — около $50 000 с человека (время на поиски спонсоров решили не тратить).
Так в команде участников «Первой российской вертолетной кругосветки» появились бизнесмены Александр Курылев, владелец компании по торговле электроникой и бытовой техникой «Орион», и Вадим Мельников, совладелец сети магазинов автозапчастей для иномарок. Мельников несколько лет работал на Ближнем Востоке, всегда увлекался экстремальными видами спорта, в 2010 году получил пилотское удостоверение и понял, «что полеты — это не только адреналин, но и серьезная наука». Курылев же настолько увлекся самолетами 10 лет назад, что, параллельно руководя собственным бизнесом, попал в сборную России по высшему пилотажу. Позже Курылев влюбился в вертолеты и, как и Мельников, купил собственный. «Пилотировать самолет — это как научиться ездить на велосипеде — раз и навсегда, — объясняет Фарих увлечение своих коллег по клубу именно вертолетами. — А пилотировать вертолет — это как ехать на одном колесе и при этом еще и жонглировать».
Стартовали из Буньково в начале августа. В это время можно рассчитывать на хорошую погоду по всему миру. Русской команде предстояло пролететь около 40 000 км, затронув все климатические зоны, пересечь четыре континента, два океана и 16 границ. «Опыт пересечения российской границы у нас уже был, включая полуторамесячную остановку в Финляндии в 2009 году, — рассказывает Фарих. — Тогда мало кто передвигался на личных вертолетах, и пришлось пересекать границу с личного разрешения главы Росавиации. Сейчас таких проблем уже нет». Но маршрут все равно немного изменили: удлинили его за счет Европы и укоротили за счет США, решили пересекать Америку через Аляску, а не через все штаты. Почему Аляска? Уж очень хотелось своими глазами увидеть реку Клондайк и другие места, знакомые по прочитанным в детстве книгам Джека Лондона. Правда, возникла проблема: несколько лет назад американское Управление безопасности на транспорте (TSA) запретило пересекать воздушные границы США зарегистрированным в России (и еще в шести странах) вертолетам, не сертифицированным для приборных полетов. Выручил друг Фариха из канадской компании по подготовке пилотов Chinook Helicopters: в последний момент было получено специальное разрешение пересечь Аляску по правилам визуальных полетов.
Дальше проблем уже не было. Канадские пограничники даже «не заметили» у наших героев килограммы колбасы и консервы, которые они везли для пикников, хотя провозить продукты питания через канадскую границу «частникам» нельзя. Единственная осечка случилась на Дальнем Востоке, когда приземлившиеся вертолеты окружили российские пограничники с автоматами. Всего-то три часа под арестом — и обвинение в незаконном пересечении границы было снято.
Вертолетчики-любители, знакомые Фариха и Ракитского, сильно облегчили прохождение маршрута. На ночевки члены экспедиции старались останавливаться на знакомых аэродромах, в итальянской Вероне и в Париже ужинали с друзьями. А еще были неожиданные встречи.
В Лиссабоне, например, вертолеты при приземлении встречали двое местных летчиков (один из них оказался украинцем, проживающим в Португалии), они развернули огромный российский флаг и с криками «Ура!» повезли наших летчиков ужинать в ресторан.
«Ребята по интернету отслеживали наш полет и встречали как родных», — говорит Мельников. Даже на Фарерских островах, между Шотландией и Исландией, диспетчер передал привет от пилота местного медицинского вертолета. После перелета с Менорки на Майорку залетели в Африку. Там ждал знакомый российский вертолетчик, а команда добавила к своему списку четвертый континент.
Иногда приходилось менять маршрут из-за плохой погоды. На севере Норвегии не смогли приземлиться на ночлег возле Нордкапа — самой северной точки Европы. Весь мыс был накрыт облаками — тонкими, но очень плотными, как одеяло, и поэтому пилоты не смогли разглядеть футбольное поле, где их ждали хозяева гостиницы. «Мы попытались подойти с воды, там был зазор между поверхностью и нижней границей тумана, — говорит Фарих, — но подняться на уровень суши у нас не получилось. Мы развернулись и пошли в ближайший аэропорт минутах в двадцати от Нордкапа. Там, в Хаммерфесте, и переночевали».
А на Алтае вертолетам пришлось поработать в необычном амплуа. Когда российская команда приземлилась в горах на привал, к вертолетам подъехала машина с местными жителями. Они представились орешниками — промысловиками, собирающими шишки с кедров, — и попросили помочь. Вертолеты поднялись в воздух, зависли над кедрами и винтами создали такой мощный воздушный поток, что «орешники план по собранным шишкам перевыполнили на год вперед», вспоминает Вадим Мельников.
За 43 дня (220 летных часов) Фарих, Ракитский, Курылев и Мельников пролетели 39 448 км, побывали на четырех континентах, совершили более 200 посадок. Каков главный итог? «Мы сделали то, что не каждый мужчина может себе позволить, — мы исполнили свою мечту», — устало сказал Дмитрий Ракитский после приземления в Буньково.