Один из воскресных вечеров июля 2013 года запомнился партнерам инвестиционной компании «Третий Рим» Александру Грицевичу и Анне Фридбург сильнейшим дождем. В любое другое время они бы не придали такой грозе никакого значения, но только не 7 июля. Ведь в этот день они ожидали около 700 гостей в элитном подмосковном поселке «Довиль», где все было готово к пятому open air концерту классической музыки «Подмосковные вечера». К выступлению уже готовились пианист Денис Мацуев, скрипач Сергей Крылов, участники симфонического оркестра «Русская филармония» под управлением дирижера Дмитрия Лисса. Но за два часа до начала мероприятия ливень затопил все: площадку для зрителей, сцену, микшерный пульт и подготовленные к концерту музыкальные инструменты оркестрантов. Устроителям концерта из «Третьего Рима» нужно было срочно спасать мероприятие и ликвидировать последствия дождя. В ход были пущены насосы, собранные во всего поселка «Довиль», а пульт пришлось сушить садовым обогревателем.
Александр Грицевич занимается сделками по слияниям и поглощениям на финансовом рынке более 10 лет. Хотя с самого детства родители прочили ему карьеру музыканта. Его отец — музыкант, сына он отправил учиться в Центральную музыкальную школу по классу скрипки. Но после ее окончания Грицевич уехал в США, где получил диплом экономиста. Зато связи с музыкантами сохранил. В 2009 году он помог друзьям-молодоженам: Грицевич договорился о выступлении на их свадьбе струнного квартета. Свадьба проходила в поселке «Николино» на Рублево-Успенском шоссе. Место поразило своим уникальным, продуманным до мелочей ландшафтом, где вместо плотной застройки — органично вписанные в природу дома. «Я сразу понял, что здесь нужно срочно делать концерт», — вспоминает Грицевич.
Примерно в это же время бывшая одноклассница Грицевича, скрипачка Елена Ревич предложила организовать концерт классической музыки на свежем воздухе. Она много гастролировала по Европе, видела, что там такие open air концерты популярны, и захотела устроить что-то подобное в России. Удивительно, но еще в 2008–2009 годах на российских площадках почти не практиковали концерты на открытом воздухе.
Первый концерт Грицевич и Фридбург (у нее нет музыкального образования, она окончила экономфак) сделали не только на свой страх и риск, но и на собственные деньги. «Мы решили попробовать, но не знали, что из этого выйдет. Даже когда стулья расставляли, не знали точно, сколько человек придет», — рассказывает Анна Фридбург. На концерт, в котором были заявлены выступления альтиста и дирижера Юрия Башмета, виолончелиста Бориса Андрианова, квартета имени Бородина, скрипачки Елены Ревич, оперной певицы Ирины Шишковой и пианиста Рэма Урасина, пригласили около 200 друзей и знакомых. Мероприятие для гостей было бесплатным.
Что еще нужно для успешного концерта, помимо заявленных звезд? Конечно, звучное название. «Друзья предложили «Подмосковные вечера», — вспоминает Грицевич. — Аня поддержала этот вариант, но, когда мы пришли его регистрировать, оказалось, что оно уже занято». Партнеры выяснили в Роспатенте, что этим названием владеют производители некогда легендарных одноименных конфет. Пришлось искать этих людей и выкупать у них название. Заплатили недорого, признается Фридбург, но времени потратили много.
На следующие четыре года организация концертов «Подмосковные вечера» стала хобби, которое инвестбанкиры по договоренности с начальством до сих пор совмещают со своей основной работой. Примерно за четыре месяца до концерта начинается подготовка: необходимо согласовать расписание артистов, найти подходящую площадку для выступления, договориться с техническими службами и службами кейтеринга. «Все основные вопросы решает Анна. Это маркетинг, пиар, площадки, спонсоры... Я вообще не очень понимаю, что делаю в этом проекте, кроме того, что общаюсь с артистами», — скромничает Грицевич. На самом деле на нем главное — договоренности с музыкантами. Совместить их графики так, чтобы они смогли выступить в один день и чтобы в этот день была свободна площадка, — в этом, по словам Грицевича, всегда есть волшебство. Банкир Грицевич сравнивает такие моменты с завершением удачной сделки M&A. Там тоже до подписи на документах не всегда понятно, состоится сделка или нет. А вот когда она наконец состоялась — исполнители и участники испытывают полный спектр эмоций.
За эти четыре года на open air вечерах выступило множество известных артистов. Денис Мацуев, Юрий Башмет, Елена Ревич и Борис Андрианов стали уже постоянными участниками «Подмосковных вечеров». Также сюда приезжали выступать Игорь Бутман со своим квартетом, оркестр «Солисты Москвы», австрийские музыканты, японская скрипачка Саяки Сёдзи, оперная певица Хибла Герзмава и др.
Без форс-мажора, конечно, не обойтись. В прошлом году Денис Мацуев приехал на концерт сразу из аэропорта, опоздав на два часа, так как его рейс из Владикавказа отложили из-за погодных условий. А в тот вечер еще был важный футбольный матч Россия — Греция, к началу трансляции которого выступление нужно было закончить. Ведущий концерта Святослав Бэлза рассказал гостям историю о том, как Сергей Рахманинов, чтобы успеть на поезд в Москву, играл свой легендарный 2-й фортепианный концерт на десять минут быстрее, чем положено. Мацуев же должен был в тот вечер играть именно этот концерт Рахманинова, и ему тоже пришлось постараться сыграть его поскорее.
Постепенно вся эта история с open air концертами стала превращаться в серьезный бизнес-проект. Бюджет одного концерта сейчас составляет в среднем 7–8 млн рублей. Первые три года концерты были бесплатными, гости приходили по приглашениям. Но с 2012 года Грицевич и Фридбург ввели продажу билетов. «Таким образом мы контролируем посещаемость. В Европе все подобные мероприятия платные. А у нас же не только концерт, но еще и фуршет с алкоголем. Нормально, что люди должны за это платить», — рассуждает Фридбург. Теперь часть гостей приходит по приглашениям, а часть — по билетам. Всего около 700 человек — это тот максимум, который вмещает концертная площадка.
Цены на билеты установили довольно высокие, так как эти концерты позиционируются как мероприятия luxury класса и уровень гостей должен быть соответствующим. «Мы смотрим цену билета в партер на концерт классических звезд в Москве: это около 10 000–12 000 рублей, а иногда и больше. У нас же самый дорогой билет стоил 15 000, и это включая фуршет. Так что цена только относительно высокая», — считает Грицевич. С прошлого года проект вышел на минимальную прибыль, и личные средства партнеры больше не вкладывают.
К площадкам есть определенные требования. Во-первых, это должно быть очень красивое место, а не просто стандартный поселок. Например, в «Довиле» (Одинцовский район Подмосковья, в 10 км от МКАД) 16 га занимает озеро, на берегу которого часто и проходят «Подмосковные вечера». Второе условие — подходящая инфраструктура: приближенность к Москве, площадь, на которой можно построить сцену, электричество, кухня, возможность припарковать большое количество машин. Но, пожалуй, самое главное условие — поддержка собственника. «Нам повезло: Виталию Борисову — владельцу «Николино» и «Довиля» — очень понравилась наша идея, и он всячески ее поддерживает. Мы периодически смотрим другие площадки, даже проводили концерты в других местах, но пока ничего лучше не находим, поэтому вот уже пять лет сотрудничаем с одним и тем же человеком», — говорит Фридбург.
Организаторы «Подмосковных вечеров» пробовали делать и зимние концерты, но поняли, что зима не их формат: в это время у всех корпоративы и совсем другое настроение. Остановившись на летнем сезоне, Грицевич и Фридбург успевают за три месяца устроить несколько концертов. Количество зависит от расписания артистов и настроения.
У инвестбанкиров есть несколько идей, как выйти на массовую аудиторию. Один из вариантов — устраивать open air концерты классической музыки в Москве на больших площадках, где будет много людей и билеты будут не такими дорогими. Другой вариант — организовать концерты за границей. Но эти идеи никак не повлияют на «Подмосковные вечера» — этот проект не изменится, потому что и гостям, и артистам очень нравится.
Музыканты чувствуют себя на природе гораздо свободнее, чем в концертном зале, они начинают импровизировать, и видно, что сами получают огромное удовольствие от неформального выступления. Их номера практически никак не контролируются по времени, заранее обговариваются только основные классические произведения, которые они должны сыграть. Многие артисты, войдя во вкус, этими произведениями не ограничиваются, поэтому концерты всегда получаются интересными.