К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Теории заговора, антиутопии и жизнь Алана Рикмана: что читать на майских праздниках

Алан Рикман (Фото Getty Images)
Алан Рикман (Фото Getty Images)
Среди огромного числа книг, вышедших в первые месяцы 2024 года, Forbes Life еженедельно выбирал отрывки и публиковал их на сайте. Специально для длинных выходных редакция собрала самые интересные произведения, начать читать которые можно прямо сейчас
Йозеф Рот «Путешествие в Россию»

Йозеф Рот «Путешествие в Россию»

Австрийский писатель и журналист Йозеф Рот посетил СССР летом 1926 года. Его впечатления собраны в книге «Путешествие в Россию», которые вышли в издательстве Ad Marginem.

«Улицы советских городов поначалу кажутся красочными и полными жизни. У многих женщин на головах красные косынки, туго стянутые сзади в большой узел. Единственное и притом практичное проявление революционной моды. Дам постарше красный головной убор молодит, а юным — добавляет дерзкого эротизма. Кое-где на домах развеваются красные знамена. Над дверями и вывесками — красная советская звезда. Киноафиши по-деревенски наивные и пестрые. Перед витринами магазинов толпятся люди, им нравится кружить по улицам; город вообще полон движения», — пишет журналист.

Пол Линч «Песнь пророка»

Пол Линч «Песнь пророка»

Роман писателя Пола Линча, живущего в Дублине, называют «ирландским «1984». Букеровский комитет описывает его как «радикальную антиутопию», в которой либеральная демократия скатывается к тоталитаризму. По сюжету глава семьи исчезает после демонстрации протеста, а его супруга и мать четверых детей, вынуждена действовать, чтобы спасти семью. В России роман вышел в издательстве «Иностранка».

«Муж скоро будет дома, примерно через час, хотите, я ему позвоню? Нет, в этом нет необходимости, миссис Стэк, когда он вернется, не могли бы вы попросить его при первой возможности нам перезвонить, вот моя визитка. Пожалуйста, зовите меня Айлиш, могу ли я чем-нибудь помочь? Боюсь, что нет, миссис Стэк, у нас дело к вашему мужу. Тот, что постарше, в штатском, широко улыбается малышу, она замечает морщины вокруг его рта, в лице больше нет угрюмой серьезности, неподходящее выражение для работы. Не волнуйтесь, миссис Стэк. С чего бы мне волноваться, гарда? И то верно, миссис Стэк, мы больше не хотим отнимать ваше время, разве мы не достаточно намокли, пока стучались, теперь, чтобы обсохнуть, придется включать в машине печку. Она закрывает дверь на крыльцо, сжимая в руке карточку, наблюдая, как мужчины идут к автомобилю, как автомобиль двигается с места, тормозит на перекрестке, задние фары вспыхивают, словно два глаза».

Марко Феррари «Диктатор, который умер дважды. Невероятная история Антониу Салазара»

Марко Феррари «Диктатор, который умер дважды. Невероятная история Антониу Салазара»

Как выглядел закат португальской империи, которую бывший семинарист и провинциальный учитель Антониу Салазар строил более 40 лет? Об этом рассказывает итальянский журналист Марко Феррари в своей книге «Диктатор, который умер дважды. Невероятная история Антониу Салазара», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер».

«Сидя на заднем сиденье машины, рядом с Коэлью и Вашконселушем Маркешем, Салазар смотрел пустым взглядом, не веря в то, что с ним происходит: он считал себя вечным. Впереди сидели водитель Мануэл и начальник ПИДЕ Фернанду Эдуарду да Силва Паиш. По дороге оба врача пытались проверить когнитивные способности диктатора, но тот не мог ответить даже на простые вопросы — в каком университете он учился, в каком году его окончил. Водитель остановил «кадиллак» у дверей лиссабонской больницы Капушос, где врачи уже готовились делать электроэнцефалограмму, и Салазар выбрался из автомобиля сам, но прошел совсем немного: за ним должны были вывезти кресло-каталку. Ему требовалась помощь, и, усевшись, он тихо сказал, обращаясь больше к себе, чем к другим: «Это невероятно, просто невероятно».

Ольга Птицева «Двести третий день зимы»

Ольга Птицева «Двести третий день зимы»

Правящая партия страны, описываемой в новом романе Ольги Птицевой «Двести третий день зимы» от издательства «Поляндрия No Age», объявила вечную зиму. Действует комендантский час, горячую воду включают по расписанию, продукты выдают по карточкам, и главная героиня Нюта уже не помнит, когда в последний раз ела манную кашу. Оппозиционно настроенных граждан помещают в морозильные камеры, однако протестное движение не ликвидировано и пытается себя проявить.

«Мама учила, что врать нехорошо, но о самообмане речь не шла. Нюта заставила себя доесть, залила тарелку и сковороду холодной водой и отправилась греться под душем. Горячую воду включали по расписанию — от района к району. Кому-то не везло, и включение выпадало на рабочий день. Дом Нюты вошел в удачный промежуток времени с восьми до половины девятого вечера. За эти тридцать минут она успевала постоять под горячими струями, потереть спину и ноги, хорошенько умыться и даже согреться по-настоящему. Бытовые дела Нюта совершала в ледяной воде, стараясь все полчаса провести в паре и обнимающем тепле».

Алексей Иванов «Речфлот»

Алексей Иванов «Речфлот»

Масштабы преображения Енисея в XX веке «вызывали и гордость, и оторопь». «Все было грандиозно — и уже не совсем по-людски», — пишет Алексей Иванов в книге «Речфлот: история речного флота Российской империи и Советского Союза». Книга, которая послужила исторической основой его романа «Бронепароходы», вышла в «Альпине нон-фикшн» в марте.

«Енисей не миновало безумие гидротехнических свершений СССР. В 1956 году выше Красноярска закипели работы по возведению самой мощной в мире гидростанции. Плотина высотой в 100 метров (как дом в 30 этажей) перекрыла могучую реку в 1963 году. Водохранилище разлилось на 400 км — почти до города Абакана. Но шлюзов Красноярская ГЭС не имела, и судоходство на Енисее развалилось на две изолированные части — до плотины и после.

Одной гидростанцией советская власть не удовлетворилась. В 1968 году выше Абакана развернулось строительство Саяно- Шушенской ГЭС, куда более мощной, чем Красноярская. Строительство объявили всесоюзным и ударным. ГЭС обрела культовый статус — все-таки приближалось столетие Ленина, а неподалеку находилось село Шушенское, место ссылки вождя. Во имя Ленина партия ничего не пожалела. Циклопическая плотина рассекла Енисей в 1974 году».

Владимир Буковский «И возвращается ветер...»

Владимир Буковский «И возвращается ветер...»

Диссидент, правозащитник и писатель Владимир Буковский в автобиографической книге «И возвращается ветер...», вышедшей в издательстве Альпина, рассказывает о времени, которое провел в тюрьмах и спецбольницах, — в общей сложности это 12 лет.

«Нельзя сказать, чтобы голод был очень мучителен, — это ведь не острый голод, а медленное хроническое недоедание. Поэтому очень скоро перестаешь ощущать его резко, остается нечто монотонно сосущее, наподобие тихой тянущей зубной боли. Даже перестаешь понимать, что это голод, а так, через несколько месяцев, замечаешь вдруг, что стало больно и неловко сидеть на лавке и ночью, как ни ляг, все что-то жмет или давит — уж и матрац несколько раз перетрясешь, и ворочаешься с боку на бок, а все неловко. Только так и ощущаешь, что кости вылезли. Но это тебе как-то даже безразлично. Да еще с койки вставать не надо резко — голова кружится».

Лилия Шитенбург  «Алан Рикман. Творческая биография»

Лилия Шитенбург «Алан Рикман. Творческая биография»

«К десятым годам нового века стало очевидно: Алан Рикман обрел репутацию культовой звезды. Ему уже ничего не надо было ни объяснять, ни доказывать», — пишет Лилия Шитенбург о британском актере, прославившегося ролью Северуса Снейпа в «Гарри Поттере». В книге «Алан Рикман. Творческая биография», опубликованной в издательстве «Бомбора», автор рассказывает о начале его творческого пути, ролях и создании художественных образов.

«Северус Снейп, мастер зельеварения и профессор защиты от темных искусств в Хогвартсе, зловещий тип в развевающейся черной мантии, с бледным лицом и волосами цвета вороньего крыла, оказался для целевой аудитории едва ли не самым любимым персонажем фильма. Шуточки Джоан Роулинг по поводу вечно немытой головы сурового профессора в экранизации были не в ходу — рядом с Аланом Рикманом в дурном настроении детишки инстинктивно вжимали головы в плечи, им было не до шуток (актера поначалу побаивались и его малолетние партнеры по площадке)».

Дэн Ариэли «Время заблуждений»

Дэн Ариэли «Время заблуждений»

Желание принадлежать к той или иной социальной группе и страх остракизма играет большую роль в том, что люди начинают верить в сомнительные теории и распространять информацию о них, считает социолог Дэн Ариэли. В книге издательства «Альпина Паблишер» «Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора» он рассказывает, как в век дезинформации научиться отличать правду от вымысла и не поддаваться манипуляциям.

«Вы когда-нибудь испытывали ощущение, что крутые ребята в школе вас сторонятся? Волновались о том, возьмут ли вас в спортивную команду? Приходилось ли вам делать то, чего в действительности вам делать не хотелось, например, курить или подшучивать над одноклассником, чтобы почувствовать себя частью группы? А когда вы стали взрослым, приходилось ли вам притворяться, будто коллеги вам симпатичны, ради того, чтобы они пригласили вас в бар? Или, может быть, вы выкладывали что-то в социальные сети и расстраивались, когда единственный лайк ставила ваша мама?

Если да, то вам знакомы сильная человеческая потребность в социальной принадлежности и страх остракизма. Как показывают социологические исследования, это мощные силы. Но прежде чем ознакомиться с некоторыми из таких исследований, проливающих свет на эти феномены, рассмотрим пример, как противоборствующие силы потребности в принадлежности и страха остракизма могут повлиять на человека, начинающего свой путь по воронке заблуждений» .

Габриэль Гарсиа Маркес «Увидимся в августе»

Габриэль Гарсиа Маркес «Увидимся в августе»

6 марта в России — и во всем мире — в издательстве «АСТ Neoclassic» вышел последний роман колумбийского писателя и обладателя Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса. «Увидимся в августе» — плод его последних попыток творить вопреки всему, говорится во вступлении к роману. Маркес работал над книгой, страдая потерей памяти, и в конце концов решил, что она никуда не годится — ее нужно уничтожить. Но сыновья писателя распорядились иначе.

«Проснулась по привычке в шесть. Полежала с минуту c закрытыми глазами, приходя в себя, отказываясь признавать пульсирующую боль в висках, ледяную тошноту, тревогу из-за чего-то неведомого, что, несомненно, ждало ее в реальной жизни. По шуму вентилятора она поняла, что комнату уже видно в голубом свете зари над лагуной. Вдруг ее, словно молния, испепелило жестокое осознание: впервые в жизни она занималась любовью и спала с не своим мужчиной».

Джонатан Лосос «От саванны до дивана»

Джонатан Лосос «От саванны до дивана»

Как кошки совершили эволюционный рывок, покинув африканскую саванну? Почему они мяукают? Как люди влияют на этих животных, а они — на нас? В книге, вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер» эволюционный биолог Джонатан Лосос расшифровывает сложные научные и исторические загадки и выясняет, как современные исследователи раскрывают тайны кошачьего прошлого и настоящего.

«Выставки кошек, как и мода на них, зародились в Англии в Викторианскую эпоху вслед за появлением таких же мероприятий в мире собаководства. В конце XIX века разновидности кошек в основном различались цветом, окрасом и длиной шерсти. Особенности строения тела и формы головы почти не учитывались, хотя к тому времени на Западе уже успели познакомиться с сиамскими кошками и отметить их своеобразие. Большинства существующих на сегодняшний день пород еще не существовало, а те, что уже были, выглядели совсем иначе. Исключение составляли разве что бесхвостые мэнксы и мейнкуны, вести о которых достигли берегов Англии на рубеже веков».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+