Искусство авантюры: как арт-дилер Лиза Шифф обманула клиентов на миллионы долларов
Искусство заключать сделки
Это дело уже сравнивают с историей авантюристки без гроша за душой Анны Делви. Но Лиза Шифф далека от амплуа трикстера. С Анной ее роднит, возможно, происхождение из семьи со скромным достатком и твердая уверенность в том, что надо самой притвориться миллионершей, чтобы преуспеть и вести дела с миллионерами.
Однако (и в этом различие) Лиза Шифф — человек с серьезным образованием. Она родилась в Майами, изучала историю искусств и французский язык в Мичиганском университете, продолжила учебу во Франции, где посещала в том числе юридическую школу в Монпьелье, затем получила магистерскую степень по истории искусств в Университете в Майами и позже писала (правда, не закончила) работу на соискание докторской степени в Городском университете Нью-Йорка.
В качестве помощника гендиректора и менеджера по международным операциям Шифф несколько лет проработала в аукционном доме Phillips, de Pury & Luxembourg в Нью-Йорке, после чего стала директором в галерее Edward Tyler Nahem Fine Art, где, по ее словам, научилась «искусству заключать сделки». Параллельно она преподавала историю искусства в колледжах. Так, к 2002 году, когда Лиза Шифф открыла собственную консалтинговую компанию SFA (Schiff Fine Art), она была известным человеком на рынке.
«Моя задача — сделать мир искусства прозрачным, помочь коллекционерам расширить свои возможности», — объясняла Лиза Шифф суть своего бизнеса в интервью Financial Times в 2017 году. В статье «Консультанты-специалисты помогают богатым людям создавать художественные коллекции» Шифф утверждала, что мир искусства сложный и непрозрачный, новоявленные коллекционеры нередко совершают ошибки или чувствуют, как ими манипулируют, и теряют энтузиазм. Она же, консультант с безупречной репутацией, помогает коллекционерам наслаждаться процессом.
Под прикрытием Леонардо
Самым знаменитым клиентом Шифф был Леонардо Ди Каприо: она помогла ему организовать благотворительные аукционы в Европе и даже назвала в честь актера своего сына (однако в 2018 году это сотрудничество прекратилось по неназванным причинам). Основным заказчиком арт-консультанта стала не звезда Голливуда, а состоятельная нью-йоркская пара: адвокат Ричард Гроссман и его жена, потомственный риелтор, наследница многомиллионного состояния Кэндис Бараш.
«Почти сразу, после того как я встретила Лизу Шифф (это произошло в 2004-м. — Forbes Life), наше общение вышло за рамки деловых отношений и мы стали близкими друзьями, — рассказывает Кэндис Бараш. — Мы считали Лизу членом нашей семьи». Бараш и Гроссман не только отдыхали вместе со своим арт-консультантом и дилером на Сен-Бартс, но даже присутствовали во время рождения ее сына и в качестве нареченных родителей приходили к мальчику в школу на День отца.
За 20 лет Лиза Шифф открыла офисы в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне. В 2013-м она учредила некоммерческий фонд VIA (Visionary Initiatives in Art) для поддержки молодых художников. В 2017-м организовала компанию One All Every по производству рекламных щитов известными художниками в защиту окружающей среды. Она была куратором большого количества выставок, в том числе в Парижском музее современного искусства Palais de Tokyo. Ее мнением интересовались и New York Times, и Bloomberg, и Guardian, и CNN.
Шифф читала лекции в Институте Курто в Лондоне и участвовала в конференциях, например Art & Business в Нью-Йорке и Talking Galleries в Барселоне. При этом она активно консультировала, покупала и продавала искусство — от классического до современного. Писали, что Шифф виртуозно вела переговоры и могла настоять на оптимальной для своих клиентов цене.
Лиза Шифф аккуратно поддерживала имидж успешной в финансовом плане дамы. Она тратила тысячи долларов на модную одежду, летала первым классом, снимала роскошные апартаменты на Манхеттене за $25 000 в месяц, обучала сына в частной школе. Только в 2021-2022 годах, когда ее дела, как сейчас понятно, шли далеко не блестяще, она постила в соцсетях фотографии отдыха в Мексике, Италии, на Карибах, на Род-Айленде, в Хэмптоне, Денвере и Майами.
В 2019-м в новом арт-пространстве в дорогом районе Трайбека в Нью-Йорке Лиза сделала дизайнерский ремонт и продала интерьерную съемку журналу The Architectual Digest. В том же году, во время Art Basel в Майами, она отметила свое пятидесятилетие вечеринкой, на которую пришли, среди прочих, рэпер Swizz Beatz и актриса Розарио Доусон. Однако уже в следующем году Лиза Шифф, как описывает Кэндис Бараш в иске, записалась на реабилитационную программу в Сан-Франциско, помогающую справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, стоимостью $100 000. Арт-дилер подозревала у себя «пристрастие к шардоне».
Ошибка резидента
Все рухнуло стремительно. В декабре 2022 года на аукционе Sotheby's в Гонконге при посредничестве Лизы Шифф за $2,5 млн была продана картина немецкого художника румынского происхождения Адриана Гени «Дядя 3». Картина была совместной собственностью арт-дилера Адама Шеффера и супругов Ричарда Гроссмана и Кэндис Бараш, Лизе Шифф полагалось 10% комиссионных. Но вместо того, чтобы отдать клиентам всю сумму, она отправила каждому по $225 000 и пообещала перевести оставшиеся деньги в течение нескольких месяцев.
Не дождавшись выплаты, в мае 2023 Гроссман и Бараш подали судебный иск, чтобы взыскать еще $1,8 млн. Как они выяснили к тому моменту, Шифф не расплатилась до конца за 16 работ, купленных в их коллекцию. Так, Гроссман-Бараш подали еще один иск, обвиняя Шифф «в нецелевом использовании средств, предназначенных для покупки произведений искусства». Только за последние 18 месяцев, говорится в иске, супруги перевели Шифф $6,6 млн на покупку искусства и опасаются, что уже не увидят этих денег. Также Кэндис Бараш дала несколько интервью, в которых подробно описала роскошный образ жизни своего арт-консультанта: та могла за раз потратить на одежду более $30 000 и еще $20 000 — на драгоценности.
К августу 2023 года число исков к Лизе Шифф со стороны других коллекционеров и галерей увеличилось до 40. На сегодня это один из самых громких скандалов в арт-мире. Но Шифф не пустилась в бега, а объявила себя банкротом, наняла адвокатов и сотрудничает со следствием. Согласно оценкам экспертов, в собственности ее компании SFA до сих пор находится более 800 произведений искусства на $3,1 млн, но часть коллекции, оцененная примерно в $1,1 млн, числится пропавшей. В том числе работы Дэмиена Херста, Верджила Абло и Ричарда Принса.
«Я всегда думал о ней как об одной из лучших, и я считаю, что многие так думали», — говорит Джейсон Патрик Фогеле, куратор и арт-консультант из Нью-Йорка, который однажды продал несколько произведений Лизе Шифф и получил оплату вовремя. Он предполагает, что расходы — даже те, которые не связаны с ее предполагаемой привычкой к большим тратам, — возможно, загнали ее в финансовую яму.
«Это системная проблема в мире искусства, где вы делаете себе определенное имя и от вас ожидают определенных результатов. А потом начинают поступать счета...», — рассуждает он. По его словам, арт-бизнесы действительно гасят финансовые обязательства, используя деньги других клиентов, даже если они были предназначены для иных целей: «Я использую термин «ограбить Питера, чтобы заплатить Полу». И я думаю, что это происходит гораздо чаще, чем люди осознают».