«Леонид Михельсон доволен «Большой глиной»: зачем нужна провокация на Болотной
17 августа фонд культуры V-A-C, основанный предпринимателем Леонидом Михельсоном и куратором Терезой Мавикой, сообщил, что историческое здание ГЭС-2 на острове Балчуг, реконструированное архитектором Ренцо Пьяно за заказу фонда, вводится в эксплуатацию.
Обновленное пространство получило название «Дом культуры «ГЭС-2». За время реконструкции фонд облагородил территорию вокруг ГЭС-2, высадил березовую рощу, отремонтировал пешеходный Патриарший мост и построил спуск к воде Водоотводного канала. Правительство Москвы выдало фонду разрешение на обустройство площадки для временного экспонирования крупногабаритных работ современного искусства. Первой временной работой стала «Большая глина № 4» и «Пространство света» Джузеппе Пеноне.
За несколько дней до окончания монтажа «Большой глины» пародист и телеведущий Максим Галкин в своем Instagram назвал работу Фишера «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма». В полемику с Галкиным вступили архитектурный критик Григорий Ревзин, куратор Сабина Чагина, художник Авдей Тер-Оганьян, директор ММoMA Василий Церетели, директор музея имени Андрея Рублева и искусствовед Михаил Мидлин.
Директор фонда V-A-C Тереза Мавика рассказала Forbes Life, что фонд был готов к тому, что работа Урса Фишера вызовет мощный общественный резонанс: «Мы предполагали, что никто не останется равнодушным. Абстрактное произведение Фишера не предлагает готового образа, как, например, скульптурное изображение Михаила Калашникова, она приглашает зрителя наполнить ее своим собственным содержанием и ассоциациями. «Большая глина № 4» — это отлитый из алюминия комок глины, который автор разминал в руках. Это знаковая работа для фонда V–A–C. Открывая Дом культуры «ГЭС-2», мы создаем культурное пространство, в котором акцент смещается на само производство искусства. Что может нагляднее отразить процесс творчества, чем куски глины в руках скульптора?» — рассуждает Тереза Мавика.
Проект пирса и постамент для установки работы Фишера был согласован мэрией Москвы. Для установки самой работы согласование не требовалось. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сообщил Forbes Life: «Я не сужу произведения искусства в категориях «нравится» или «не нравится», а стараюсь использовать более сложные оценки. Искусство не обязано ни нравиться, ни быть красивым. На мой взгляд, его главная функция — быть интересным и вызывать размышления и дискуссии. Данный объект выполняет эту функцию на все 100%, поэтому как работающее и справляющееся со своей задачей произведение искусства он мне очень нравится».
С творчеством Фишера кураторы фонда хорошо знакомы. ««В 2006 году в шорт-лист The Vincent Prize в Амстердаме вошел художник Андрей Монастырский с проектом, над которым мы вместе с ним работали. В соседнем с Монастырским пространстве свой проект монтировал еще молодой швейцарец Урс Фишер. Эта была наша первая встреча, но Фишер не раз приезжал в Москву, хорошо знает город и его культурную среду. В 2016 году в «Гараже» состоялась его персональная выставка. Он лично проводил мастер-классы по лепке из глины», — рассказывает Тереза Мавика.
Урс Фишер — один из самых успешных европейских художников своего поколения. Аукционный рекорд на работу Фишера — $6,8 млн. «Большая глина № 4», созданная в 2013-2014 годах — собственность фонда V-A-C. Работа уже выставлялась в городских пространствах Нью-Йорка и Флоренции. В Москве «Большая глина № 4» экспонируется временно, до конца осени.
По мнению Терезы Мавики, «Большая глина» подняла главный вопрос: для чего нужен «Дом культуры «ГЭС-2»? «Наша главная задача — «производить» осознанного зрителя. Развивать у посетителей любопытство, желание знать и понимать больше, постигать незнакомые формы». Мавика говорит, что благодарна Максиму Галкину за его эмоциональную реакцию: «Мой любимый хештег теперь — #СпасибоГалкину». По ее словам, владельца «ГЭС-2», бизнесмена Леонида Михельсона, как человека непубличного, бурная реакция на объект Фишера, конечно, не радует: «Но как человек мудрый, Леонид Михельсон «Большой глиной» доволен, он понимает ее значение: фонду и его Дому культуры есть над чем работать».