К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Будем ходить в кино в тапочках»: как меняется индустрия кинопроката

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Небольшие районные кинотеатры, аренда залов для частных сеансов, повторный прокат классики и цифровизация сервисов — Forbes Life рассказывает, как меняется культура походов в кино

В начале 2020-го казалось, что год будет одним из самых успешных в истории кинопроката. Почти каждая крупная студия готовилась к масштабной премьере, которая могла принести не одну сотню миллионов долларов в прокате. Warner Bros. готовили к выпуску «Довод» Кристофера Нолана, Legendary Pictures — «Дюну» Дени Вильнева, Universal Pictures — последний фильм с Дэниэлом Крейгом в роли агента 007 «Не время умирать», а Marvel анонсировали запуск новой главы о супергероях.

Пандемия нарушила все многообещающие планы. Кинотеатры были вынуждены временно закрыться, крупнейшие компании Голливуда отложили выпуск блокбастеров или перенесли премьеры в онлайн. Как итог, мировые кассовые сборы упали на 72% по сравнению с 2019-м.

«Нечем привлечь зрителей»: как кинотеатры пытаются выжить во время кризиса за счет геймеров

 

Сейчас же, когда количество вакцинированных по всему миру растет, кинотеатры открываются (хоть и с ограничениями), а даты релизов наконец-то прекратили смещаться, индустрия, похоже, начинает приходить в себя. Но до показателей до пандемии еще далеко. Forbes Life рассказывает о возможных вариантах развития бизнеса кинотеатров.

Ни себе, ни кинотеатрам

Первыми из-за вспышки ковида в начале 2020-го закрыли кинотеатры в Китае, позже в США прекратили работу крупнейшие кинопрокатные сети Regal, AMC Theaters и Cinemark, а концу марта того же года похожая ситуация сложилась и в России. Киностудии же, доход которых традиционно зависел (и пока все еще зависит) от театрального проката, объявили о переносе премьер всех крупных блокбастеров — без открытых кинотеатров они не смогли бы даже отбить потраченный бюджет.

 
В итоге меньше зарабатывают все — студии, кинотеатры, актеры

В конце 2020 года студия Warner Bros. предложила новый формат проката — гибридный, в кинотеатрах и онлайн. Расчет был на то, что к середине 2021-го благодаря всеобщей вакцинации многие коронавирусные ограничения будут отменены и в кинотеатры будут пускать хотя бы часть зрителей. А недостающую прибыль можно будет получить с показа картин в интернете.

Однако ни переносы фильмов на более удачные даты, ни гибридный прокат не смогли обеспечить дистрибьюторам допандемийных кассовых показателей. «2021 год, конечно, был успешнее предыдущего, но мы не прогнозируем восстановление доходов до уровня до пандемии до 2024 года», — подтвердил директор консалтингового агентства PwC Си Джей Банга.

«Ядерный удар по кинотеатрам»: Warner Bros. будет выпускать все свои блокбастеры 2021-го одновременно онлайн и в кино

 

Пока гибридный прокат, кажется, только ухудшает отношения между студиями и театрами: последние фильмы, которые выходят одновременно онлайн и офлайн, показывают драматические спады в кассовых сборах через несколько дней после релиза на стриминге. И в итоге меньше зарабатывают все — студии, кинотеатры, актеры. Яркий пример —  выход «Черной вдовы». За первые выходные фильм смог собрать в кинотеатрах США $117 млн. За второй же, когда картина стала доступна на стриминге Disney+, лента показала сильнейший спад сборов за всю историю киновселенной Marvel, заработав чуть больше $26 млн в домашнем прокате. По прогнозам Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США, без гибридного выпуска «Черная вдова» могла бы заработать гораздо больше на вторую неделю — до $100 млн.

Решение выпустить фильм в гибридном прокате повлияло и на гонорар Скарлетт Йоханссон: он зависит от кассовых сборов, и из-за спада оказался меньше предполагаемого. Через три недели после премьеры ленты актриса подала в суд на студию Disney, заявив, что компания нарушила контракт, выпустив фильм одновременно в кинотеатрах и на стриминге.

«Домашние» кинотеатры

За время пандемии американские сети кинотеатров попробовали новую модель просмотра — недорогая аренда частного зала на небольшую компанию людей. Такой формат позволил использовать пустующие VIP-пространства. По данным The Atlantic, кинотеатры компании AMC Entertainment провели более 150 000 таких закрытых показов в 2020 году, половина доходов сети Alamo Drafthouse приходилась именно на такой формат. «Популярность частных закрытых показов обусловлена тем, что люди хотят быть уверены в тех, кто находится с ними в кинотеатре», — объяснил в интервью The Atlantic Милт Мориц, президент Национальной ассоциации владельцев кинотеатров Калифорнии и Невады.

«Мы будем предпочитать смотреть кино в маленьких семейных и дружеских компаниях»

Олег Березин, председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров, считает, что эта тенденция приведет к изменению конфигурации кинотеатров в будущем и отказу от огромных кинозалов в пользу маленьких камерных пространств рядом с домом: «Мы будем предпочитать смотреть кино в своих маленьких семейных или дружеских компаниях, но при этом хотеть получать кинематографическое впечатление от большого и качественного изображения».

Изменится, по мнению эксперта, и расположение кинотеатров. «Люди наездились за пределы МКАД в торговые центры, где они могли провести целый день. Появляется тренд на кинотеатры у дома в стиле советских районных кинотеатров, куда мы будем ходить, условно, в тапочках. Это возможность не просто сходить в кино, а посмотреть ленту в кругу нашего комьюнити. Люди устали жить в больших городах, не зная друг друга», — добавляет Березин.

 

«У нас прирост на 400%». Как «Кинопоиск», IVI, Start и Premier подняли бизнес во время пандемии

В Москве недавно запустилась программа реконструкции советских кинотеатров под названием «Место встречи». По задумке Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, на месте ветхих зданий строятся многофункциональные районные центры, где можно не только посмотреть кино в кругу соседей, но и поиграть с детьми и пообедать.

Цифровая среда 

Кинотеатры начали двигаться в сторону цифровизации задолго до пандемии. Сейчас почти во всех крупных сетях можно забронировать и приобрести билеты онлайн, но это только начало — чтобы по-настоящему обезопасить посетителей и персонал, нужно сократить личные контакты в заведении до минимума.

Американская сеть Cinemark создала приложение Snacks in a Tap, позволяющее зрителям не только забронировать или купить билеты на сеанс заранее, но и заказать еду. Закуски будут ждать зрителя рядом с местами в зале. По словам генерального директора сети Марка Зоради, каждый этап посещения кинотеатра становится максимально бесконтактным. В России сеть «Каро» запустила похожий «бесконтактный online-бар». Зрители могут заказать напитки и закуски на сайте и получить их на специальной стойке в кинотеатре.

 
Сервисы работают по принципу обычной карточки лояльности в кофейне

Приложения и встроенные в них программы лояльности также могут помочь кинотеатрам привлечь постоянных зрителей, от которых зависит большая часть их заработка. По данным The Atlantic, такие посетители в США и Канаде в 2019 году составляли около 11% населения и на их долю приходилось 47% всех проданных билетов.

«Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения

Сети AMC и Cinemark разработали приложения Stubs и Movie Club, чтобы привлечь больше именно постоянных зрителей. Оба сервиса работают по принципу обычной карточки лояльности в кофейне — оплачиваешь в программе билеты на определенное количество сеансов и получаешь бонусную возможность сходить в кинотеатр бесплатно. Похожие абонементы в кино есть и в России, например, Nonstop, который действует в «Синема Парке» и «Формуле кино».

Хорошо забытое старое

Во время карантина появилась тенденция на повторный показ фильмов — из-за переносов премьер многие кинотеатры столкнулись с тем, что в сетке расписания появились пустоты, которые нужно было чем-то заполнить, чтобы не терять зрителей.

 

Для этого идеально подошли старые культовые картины, некоторые из которых впервые попали на большой экран  — «Основной инстинкт» Верховена, «На последнем дыхании» Годара, «Побег из Нью-Йорка» Карпентера, а также советская классика — «Берегись автомобиля», «Кин-дза-дза!», «Солярис». Перезапуском в прокате последней занимался журнал «Искусство кино» совместно с «Мосфильмом». Отреставрированная картина Тарковского заработала в кинотеатрах более 5 млн рублей.

Кинотеатры не могут просто сидеть и ждать, им нужно воспитывать свою аудиторию

Показ старых картин не только помогает пережить кинопрокатным компаниям кризис, но и меняет образ потребления аудитории и ее привычки — зритель понимает, что старые ленты можно смотреть не только дома на стриминговых сервисах, но и на большом качественном экране в зале. «Кинотеатры не могут просто сидеть и ждать, им нужно воспитывать свою аудиторию, которая будет приходить и на авторское кино без широкой рекламной кампании, и на повторный прокат. Для этого разрабатывается программа специальных показов, зрительских премьер, лекции, паблик-токи и другие события, привлекающие зрителя вне зависимости от коммерческого репертуара. Можно подумать, что это разные зрители — иногда так оно и есть, — но на самом деле часто это пересекающиеся аудитории», — убеждена Светлана Максимченко, директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ.

Эмоциональная связь 

По мнению экспертов из киносреды, именно особая эмоциональная зависимость, чувство сопричастности и создание локального комьюнити вернет зрителей в кинотеатры после пандемии. «Это отдельная форма искусства — сидеть в темной комнате с кучей незнакомцев и смотреть на очень большой экран с очень громкой звуковой системой. Ритуал, который помогает нам сфокусироваться на картине. Кинотеатр — единственное место, где доминирует именно киноискусство. Когда вы смотрите что-то на стриминговом сервисе, все не так: другие люди в комнате могут мешать, ставить фильм на паузу, отлучаться в ванную, обмениваться сообщениями», — говорит режиссер Джеймс Кэмерон.

«Кинотеатр для зрителя — это не только репертуар, это место для встречи с друзьями, свиданий, семейного досуга. Это место «выхода в свет» и совместного эмоционального переживания, иначе можно было бы смотреть кино только на платформах с телефона (кто-то так и делает). А значит, кинотеатры должны становиться теми местами, где хочется проводить досуг», — соглашается Максимченко.

 

Первая каннская премьера, итальянская сатира и злые супергерои: какие фильмы смотреть в августе

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+