«Вы же не станете писать эссе о том, что у вас 10 пальцев на руках»: как сериал «Нетипичный» на Netflix рассказывает о людях с РАС
Сэм Гарднер, герой сериала «Нетипичный» (на Netflix доступны все четыре сезона), — простой американский подросток, который ходит в школу, обожает биологию и географию, подрабатывает в магазине электроники, мечтает впервые заняться сексом, ругается с младшей сестрой, спорит с родителями и не всегда сходится с одноклассниками. В отличие от сверстников он не любит спорт и вечеринки. Сэм предпочитает смотреть фильмы про Антарктику, получать новые знания, читать и рисовать. И еще у Гарднера расстройство аутического спектра.
По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в 2020 году расстройство аутистического спектра (РАС) фиксировали у каждого 54-го ребенка. Это на 10% больше, чем по статистике 2018 года. Сколько детей и взрослых людей живут с РАС в России, по-прежнему неизвестно из-за того, что в стране, во-первых, нет национальных исследований, дающих внятную статистику, а во-вторых — врачи не обладают достаточными знаниями, чтобы правильно диагностировать состояние.
Даже американских данных хватает, чтобы понять, что РАС — это совсем нередкая история, которая не касается каждого. По предварительной оценке Американской ассоциации психиатров, по меньшей мере 1% населения уже живет с этим диагнозом. Это примерно 75 млн человек. Иными словами, количество людей, живущих с РАС, можно сравнить с населением всей Германии (около 83 млн человек). И учитывая, что в большинстве стран мира такие состояния практически не выявляют или ставят неправильный диагноз, скорее всего, эта цифра в несколько раз выше.
Помимо того, что в мире очень мало научных данных и исследований, посвященных РАС, есть и другая важная проблема — очень слабая информированность населения о том, что такое аутизм. И сериал «Нетипичный» в первую очередь именно об этом. Создатель проекта Робиа Рашид, которая ранее выступала соавтором и исполнительным продюсером ситкома «Как я встретил вашу маму», хотела показать не то, какой сложной и тяжелой может быть жизнь человека с РАС. Рашид, наоборот, показала, какой легкой и обычной она может быть, если общество привыкнет заботиться друг о друге и думать о комфорте других.
Простой пример из сериала: для многих американских подростков одно из главных событий в году — школьный бал в конце семестра. Главные атрибуты мероприятия — громкая музыка и яркие вспышки софитов, которые для многих людей с РАС являются разоружающими и пугающими факторами. Накануне бала Сэм находит девушку — Пейдж (Дженна Бойд). И она мечтает пойти на танцы. Чтобы это стало возможным, Пейдж организовывает родительское собрание, где предлагает провести «дискотеку в тишине». Каждый ученик школы получит наушники, в которых будет играть одна и та же музыка, что позволит всем танцевать вместе. Но при этом Сэм сможет не включать музыку и перевести гаджет в режим шумоподавления, чтобы ему было комфортно. Некоторые родители начали возмущаться, что это какой-то грустный бал, во время которого дети не смогут нормально общаться и веселиться. Мама Сэма — Эльза (Дженнифер Джейсон Ли) — согласилась, что это не самый привычный формат вечеринки. Но зато все смогут пойти на бал, даже ее сын, который имеет право на танцы и веселье ровно так же, как и другие подростки. И это идеальный пример равенства и инклюзивности. Никому не пришлось жертвовать своим досугом, зато всем было комфортно.
Конечно, в отношениях Пейдж часто сталкивается с тем, что Сэм особенный. У него есть сложности с тем, чтобы распознавать чужие и свои эмоции, а еще их проявлять социально одобряемыми способами. Иногда Сэм зацикливается на себе — и сам от этого страдает. Он не всегда понимает, когда Пейдж нужна его поддержка и присутствие. Но она принимает, что Сэм не такой, как все. Иногда нужно проявить терпение, объяснять какую-либо эмоцию или событие несколько раз, подождать, пока он поймет, что Пейдж хочет от него услышать или получить. И благодаря этому Сэм, как и другие парни его возраста, может заняться сексом, сходить на свидание и узнать, что такое первая любовь. Кстати, Пейдж мечтает попасть в список Forbes «30 до 30». И пожалуй, она вполне заслуживает такого сценария в своей жизни.
В первую очередь «жизнь, как у всех» для Сэма обеспечивает его мама Эльза и отец Даг (Майкл Рапопорт), которые с самого детства водили его на терапию, дарили ему развивающие игры, учили общаться и взаимодействовать с обществом. При этом сериал не сказка об идеальных родителях. Эльза периодически ведет себя как гиперорекун, чем раздражает и Сэма, и его младшую сестру Кейси (Бриджетт Ланди-Пейн). В какой-то момент все настолько устают от ее помощи и заботы, что она чувствует себя совершенно ненужной и изменяет мужу с барменом. Даг тоже в прошлом проявил слабость в какой-то момент. Он устал от того, насколько сложно порой воспитывать ребенка с РАС, и примерно на год ушел из семьи. Дагу сложнее понять, что аутизм — это не болезнь, что у этого состояния не бывает степени тяжести или периода обострения. Но и Эльза, и Даг нашли в себе силы проработать проблемы и найти компромисс, чтобы сохранить семью. Более того, они учредили специальную группу, к которой может присоединиться каждый, кто хочешь узнать, как общаться с людьми с РАС и как помочь им в бытовых ситуациях. Эта идея пришла в голову Эльзе и Дагу после того, как полиция арестовала Сэма на улице, решив, что он в состоянии наркотического опьянения. Хотя он просто повторял имена пингвинов, живущих в Антарктике, чтобы успокоиться.
Два шага вперед, один назад: что значит быть матерью ребенка с аутизмом
«Нетипичный» показывает, что РАС не является приговором и и не лишает человека права на обычную жизнь. Когда Сэм решит поступать в колледж, ему предложат написать о своем главном достижении — жизни с РАС. Он откажется и объяснит следующее: «Аутизм — это вовсе не преимущество, это состояние, с которым я родился, вы же не станете писать эссе о том, что у вас 10 пальцев на руках». И тем не менее Сэм поступит в Denton на факультет науки и искусств и даже начнет продавать свои картины, чтобы осуществить свою мечту — увидеть Антарктику. Такой может быть жизнь каждого человека с аутическим спектром, если он живет в стране, где выстроена инклюзивная система образования и есть всесторонняя поддержка родителей особенных детей, а общество достаточно информировано и развито.