От «Красной жары» до «Черной вдовы»: как менялись русские герои в западном кино
1960-1970-е годы
Первые отрицательные стереотипы о русских начали появляться в американском кино во времена холодной войны. Если в 1920-1950-е героями из России на западном экране были благородные дворяне в экранизациях отечественной классики («Война и мир», «Братья Карамазовы», «Доктор Живаго», «Ревизор») или смелые солдаты из исторических фильмов о Второй мировой, то в 1960-е угол зрения резко сменился. Теперь русские чаще всего представлялись как геополитическая угроза с акцентом на опасности идеологии советского коммунизма.
Сначала это были небольшие второстепенные персонажи вроде 17-летнего вундеркинда Павла Чехова (его сыграл Джин Родденберри) из «Звездного пути», который не переставая расхваливал политический строй родины. Большая премьера «русского злодея» состоялась во франшизе о Джеймсе Бонде. Уже во втором фильме серии «Из России с любовью» агент 007 противостоял безжалостным тайным агентам из СССР, которые мечтали его уничтожить. Впоследствии почти все антагонисты бондианы так или иначе были связаны с Россией.
Канны наши: три фильма, которые рассказывают о России на главном мировом кинофестивале
1980-е годы
В 1980-е появилась новая ипостась советского героя — человек-продукт идеологической пропаганды, который готов защищать режим любой ценой. Отличная иллюстрация – Иван Драго (Дольф Лундгрен) из фильма «Рокки 4», советский боксер, которого отправляют в США, чтобы победить американских звезд бокса и предоставить живое доказательство достижений СССР в области генной инженерии.
Логическое продолжение Драго — милиционер Иван Данко в исполнении Арнольда Шварценеггера в фильме «Красная жара». Он немногословен, в идеальной физической форме, но, в отличие от Драго, не так сильно заботится о геополитике. Приехав в Америку, этот с виду суровый персонаж не рассуждает о «капиталистической заразе», которая его окружает, а просто выполняет свой долг и даже налаживает отношения с американским коллегой. В этом фильме впервые показана трагедия русского злодея как продукта системы — не он такой, а жизнь (то есть идеология) такая.
Эта простая, но западающая в душу зрителя идея о том, что вина за условные злодеяния лежит не столько на самом человеке, сколько на враждебной системе, нашла свое развитие во многих боевиках 80-х.
Удачная иллюстрация героя, осознавшего влияние идеологической пропаганды, — персонаж Дольфа Лундгрен в фильме Джозефа Зито «Красный Скорпион», спецназовец Николай Раченко. Его отправляют в вымышленную африканскую страну, где готовится революционный переворот против местных коммунистов. Там Раченко пересматривает все, во что верил: теперь коммунизм — это зло, а планы освобождения мирового пролетариата — дымовая завеса. Герой много пьет, выставляет напоказ фальшивый русский акцент и побеждает сначала врагов коммунизма, а затем и самих коммунистов.
1990-2000-е
После падения Берлинской стены в 1989 году русских персонажей в кино стало только больше. Теперь они немного отошли от образов коварных шпионов и «машин- убийц» (связано это с распадом СССР и налаживанием коммуникации новой России с другими странами), но шапки-ушанки и прочие атрибуты «русского героя» никуда не делись.
Яркий пример на лицо ужасного, но доброго внутри нового русского героя: Лев Андропов (Петер Стормаре) из «Армагеддона» — астронавт, застрявший на космической станции. Это эксцентричный, вечно пьяный инженер, который носит меховую шапку-ушанку, грязную футболку с красной звездой и стеганую куртку. При всей своей внешней грубости по отношению к американским коллегам, которые спасаются на станции «Мир» во время взрыва астероида, он готов на все, чтобы помочь им вернуться домой на Землю.
Русская лихорадка: как «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова заразили Канны абсурдной печалью
Или жестокий русский спецназовец по имени Николай (Олег Тактаров) из фильма «Хищники». Он был схвачен инопланетянами прямо с поля боя в Чечне и доставлен на другую планету для охоты. Несмотря на то что Николай — хладнокровный убийца, который не доверяет никому вокруг и не расстается с винтовкой, в конце концов он жертвует собственной жизнью, чтобы спасти другого человека из отряда похищенных.
2010-е годы
С началом нового десятилетия все стереотипы о россиянах в кино смешиваются воедино. Герои русского происхождения становятся и машинами для убийства, и членами мафии, и агентами под прикрытием. Однако они больше не путешествуют за океан. Наоборот, западные протагонисты отправляются в Россию. Постсоветская Россия в изображении голливудских режиссеров — страна хаоса, которая идеологически мало чем отличается от СССР. Тюрьмы переполнены, в государстве экономический кризис, а агенты КГБ просто сменили название своего ведомства.
Больше всего русских героев в это время появляется в боевиках-франшизах. В «Миссия невыполнима: Протокол фантом» Итан Хант (Том Круз) скрывается от сурового агента ФСБ Анатолия Сидорова (Владимир Машков), который хочет «заставить его пожалеть, что он пошел против его страны», и подрывает Кремль.
Во франшизе о «Крепком орешке» сын героя Брюса Уиллиса Джек (Джай Кортни) вместе с болтливым олигархом-коррупционером Юрием Комаровым (Себастьян Кох) пытается скрыться от тайных агентов русской мафии. Позже русские злодеи появляются в «Тихоокеанском рубеже», «Индиане Джонсе», «Обители зла» и «Великом уравнителе».
В конце 2010-х русских персонажей на большом экране начинают теснить злодеи из Китая, Северной Кореи и арабских стран. Тогда «плохие русские» переходят в сериалы. Главными злодеями третьего сезона «Очень странных дел» становятся вымышленные советские ученые, а BBC сначала выпускает сериал о буднях русской мафии в Лондоне «МакМафия», и затем «Убивая Еву» о хладнокровном киллере с русскими корнями Вилланель (Джожи Комер).
2020-е годы
Черная вдова, она же Наташа Романофф, — героиня Скарлетт Йоханссон, которая впервые появилась в киновселенной Marvel в ленте «Железный человек 2» в 2008 году. Она бывшая шпионка с русскими корнями, которую в детстве похитила тайная криминальная организация «Красная комната», чтобы вырастить из Наташи киллера. В юности героиня понимает, что «Красная комната» использует ее, и убегает, чтобы работать на их противников – американское агентство Щ. И. Т. Позже она присоединяется к отряду «Мстителей» вместе с другими супергероями киновселенной.
В 2021 году студия Marvel выпустила сольный фильм о Черной вдове, в котором создатели подробнее рассказывают о детстве Наташи, ее приемной семье и том, как она освободилась от «Красной комнаты». С этой премьерой в голливудское кино возвращается образ шпиона из России. Но уже как будто иронизируя над всеми стереотипами, что были до этого.
Четвертая фаза феминизма: как гендерная повестка меняет киновселенную Marvel
Алексей Шестаков (Дэвид Харбор) — Красный страж и приемный отец Наташи — абсолютно карикатурный персонаж. У него полный чулан оружия и одна цель — служить «партии-маме». Он цитирует «Интернационал» и кидает фразы вроде «Капитан Америка – мой главный антагонист в этом мире геополитической борьбы». Складывается впечатление, что все отсылки к России в ленте — будь-то сцена примирения главных героев за рюмкой водки или погони на танках — ирония над стереотипами, от которых Голливуд устал.
В качестве ноу-хау Marvel предлагает зрителю новый тип русского героя — Елену Белову, приемную сестра Черной вдовы, которую сыграла номинантка на «Оскар» Флоренс Пью. Ее героиня как будто подводит итог многолетней киноборьбы между западными и русскими персонажами, наконец показывая настоящего человека, который скрывается за стереотипами о водке, шпионаже и любви к красному цвету. Она девушка со сложным прошлым, которая устала от теневой войны и просто хочет собрать свою семью воедино, нормально жить и заниматься тем, чем действительно хочет, — а это уже вполне универсальная история.