И сбоку бантик: «Французский вестник» Уэса Андерсона — самая громкая премьера Канн-2021
Ни один фильм из Каннского конкурса этого года не мог соперничать с тяжеловесностью красной дорожки «Французского вестника» — это было бы просто бессмысленно. Ни у кого больше, кроме как у Уэса Андерсона, в картине нет столько важных и заметных ролей, чтобы пригласить на них известные лица. С другой стороны, каждый актер, снимающийся у американца, который делает фильмы более эстетские, чем в Европе, должен быть готов к тому, что о его присутствии в очередном тим-апе могут и не узнать. По сути, это такой великосветский аналог Marvel, конкретно «Мстителей» — все любимые эстетствующей аудиторией актеры собираются в одном месте, переодеваются в смешные костюмы и разыгрывают что-то очень приятное.
Русская лихорадка: как «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова заразили Канны абсурдной печалью
Скажем, Тимоти Шаламе, посмотреть на которого собрались в Каннах тысячи зевак, играет лишь в одной новелле из трех, то есть на экране не проводит даже часа. Главную суперзвезду нового поколения любят заочно, даже не за значительные роли, как у какого-нибудь молодого Марлона Брандо, а просто за сам факт, что он, такой красивый, где-то играет. К дебюту у Уэса Андерсона его привели роли в громкой ЛГБТ-драме «Зови меня своим именем», в этичном и искреннем фильме о вреде наркотиков «Красивый мальчик». Вообще было ощущение, что времена суперзвезд прошли, что студии будут просто воспитывать себе кого-то недорогого и нового для удовлетворения нужды в расовом и гендерном разнообразии (так сейчас все чаще и чаще поступает Disney) или же донашивать знаменитостей прошлого вроде Тома Круза. Но нет, оказалось, что мир нуждался в новом Ди Каприо.
В этот раз Уэс Андерсон решил вроде бы не заморачиваться, просто рассказал несколько историй из прошедшего уже времени (в смысле такие сюжеты могли случиться только в XX веке), раздал там роли любимым и приятным исполнителям, все это упаковал под экранизацию материалов из некоего вымышленного литературного альманаха — и прилепил сбоку бантик, как он всегда это делает. Бантик — в том смысле, что фильмы Уэса Андерсона, почитаемого за неоклассика, всегда избыточно задекорированы. Там непрерывно меняются стили, кадр регулярно разламывается на отдельные части (этот прием называется полиэкран), каждый фон переполнен безумным количеством нюансов, каждый костюм — не просто костюм, а с нашивками, пуговицами особой формы, погонами и лампасами. Кино со вкусом — это определение описывает примерно любую картину Андерсона.
Пожалуйста, не умирай: Каннский фестиваль как оплот настоящего кино и мощный фильм-открытие «Аннет»
Хотя при этом лучшие его картины, кроме тщательной ремесленной выделки, были примечательны еще и вневременным содержанием. «Королевство полной луны», премьера которого проходила здесь же — в Каннах — в 2012 году, было такой прелестной сказкой о юношестве, что-то вроде наших «Ста дней после детства»: там Уэс уловил хрупкую радость момента на границе взросления. «Отель «Гранд Будапешт» тоже мог бы показаться сущей ерундой, но если к нему присмотреться, то перед вами открывалась эпическая многофигурная сага о падении и даже смерти старой-доброй Европы. Вроде бы во «Французском вестнике» ничего такого не виднеется — очередная ретростилизация под добрых три десятка любимых Уэсом Андерсоном старых фильмов от Годара до Анри-Жоржа Клузо (он даже привел их полный список для специалистов, чтобы вообще не заморачиваться). Картины эти, понятно, почти сплошь французские — это такая европейская отпускная гастроль, подобно тем, что последние 15 лет устраивал регулярно Вуди Аллен, пока ему давали денег на новые фильмы. Родная Уэсу американская критика, впрочем, за отсутствие глубинного смысла распинать режиссера не стала и хвалит за общую кинематографичность действия, спрессованность содержания, за общезрительский позитив.
Возможно, действительно снобскому каннскому кинокритику нужно было отвлечься на что-то вроде антракта — сделанное совершенно точно с любовью кино ни о чем и обо всем. В тяжелые времена жаждут фильмов полегче, чтобы отвлечься — это известно по бокс-офисным сводкам времен Великой депрессии. И на самом деле именно в этом упрощении виднеется как раз подспудный смысл новой работы Уэса Андерсона. Не хочется во всех подробностях описывать сюжеты новелл. Там будет и зарисовка на тему прелестей путешествий с участием Оуэна Уилсона на велосипеде, и проникновенная драма психически нездорового художника (Бенисио дель Торо), который влюбляется в свою тюремную надзирательницу (Леа Сейду), и революционно заряженный рассказ о молодежи прошлых лет (здесь и солирует ваш любимый Шаламе), запутанная криминально-гастрономическая виньетка, где чего только не произойдет. И этим Андерсон полностью удовлетворится. Он не станет в чужой стране разбирать составляющие национального менталитета — нет, он как восторженный и образованный турист обратит внимание лишь на яркие радости жизни и всполохи новейшей истории Пятой республики. По сути, его новый фильм — такая же отрада усталого путника, как и туристическое кафе на Монмартре с божоле и фуа-гра.