Бытовое искусство: как дизайн интерьера может стать выгодной инвестицией
В 2020 году мировой рынок услуг по дизайну интерьера оценивался в $150,7 млрд, но уже к 2027 году он может достигнуть $255,4 млрд при ежегодном росте в 7,8%. Даже в первую волну пандемии коронавируса индустрия показала не только стабильность, но и относительный рост. По опросам издания Business of Home, в марте 2020 года было запущено 1,2 млн проектов по отделке и ремонту домов, а компания по продаже мебели и товаров для дома Wayfair сообщила о росте акций.
Минимализм или классика: какой интерьер выбрать для «вечного» ремонта
Дизайн интерьера — прибыльная отрасль, и ее знаменитые представители часто строят полноценные бизнес-империи. Соучредитель платформы Airbnb Джо Геббиа, чье состояние Forbes оценивает в $10,3 млрд на 2021 год, занимается проектированием модульной офисной мебели и помещений. В 2016 году его дизайн-студия Samara, объединившая архитекторов, дизайнеров и инженеров, создала в японской деревне Йосино гостевой дом Yoshino Cedar House — проект на стыке современных технологий, дизайна и культуры, который стремится укрепить связь между путешественниками и сообществами, которые они посещают.
Еще один пример успеха в индустрии — стартап по дизайну интерьера Havenly, основанный предпринимательницей Ли Майер. Идея проекта далеко не нова — Майер решила предложить клиентам услуги профессионалов по низким ценам. Доступность сделала Havenly одним из самых перспективных стартапов на рынке — в 2019 году проект привлек $32 млн инвестиций, а в 2020 году доход компании составил более $100 млн.
Но дизайн интерьера приносит деньги не только своим создателям — он также может стать выгодной инвестицией для самих клиентов.
Не расходы, а инвестиции в будущее
«Многие думают, что инвестиции — это вложения в недвижимость, но мы понимаем, что дизайн интерьера также является инвестицией, которая окупится, — говорит Элеонор Кавалли, арт-директор итальянской компании Visionnaire. — Неординарный интерьер — это возможность увеличить стоимость вашего портфеля недвижимости».
По мнению представителей студии Prestige Edition, владельцам необходимо модернизировать свой дом — внедрение современных решений положительно повлияет на его востребованность на рынке. Эти решения и новые возможности индустрии создают вневременной дизайн, который сохранит свою актуальность на протяжении многих десятилетий.
«В первую очередь, когда мы говорим о вневременном дизайне интерьера, то обязательным условием является устойчивость», — рассказывает Элеонор Кавалли. — Экологичное и ответственное использование материалов может создать ценности за пределами роскоши». Visionnaire предлагает своим клиентам продукцию с экосертификатами FSC и PEFC, а также разработанный компанией текстиль — его производят из полиэфирных нитей, полученных в результате переработки пластиковых бутылок.
О тенденции к устойчивому развитию в интерьере также говорят проекты лондонской дизайн-студии Upcircle. Ее специалисты создают экологичные решения для жилых помещений, гостиниц, студенческих общежитий и выставок. Студия разработала проект «самодостаточного» дома, в котором установлены солнечные батареи, системы накопления энергии и сбора дождевой воды.
Экодома набирают популярность на рынке — летом этого года будет готов к заселению жилой комплекс Lantern House в нью-йоркском районе Челси. Стоимость пентхаусов, оснащенных воздушными фильтрами и энергоэффективной системой отопления, составляет $12,9 млн.
Элеонор Кавалли также отмечает, что актуальный интерьерный дизайн должен находить отклик у владельцев дома — настоящих и будущих. «Мы ориентируем людей на создание идеальных мест, в которых можно восстановить ощущение психофизического благополучия, — говорит Кавалли. — За практической функцией и эстетическим смыслом следует эмоция. Эмоциональная ценность, которую дает нам пространство, увеличивается со временем, и заменить ее труднее всего. Когда нам удается придать пространству ценность «дома» и создать чувство принадлежности — это сохраняется навсегда».
Согласно исследованиям, человек в среднем проводит в помещениях 22 часа в день — часть этого времени приходится на пребывание в собственном жилище, поэтому интерьерные wellness-решения пользуются спросом. Опрос среди клиентов показал, что 69% респондентов готовы инвестировать в пространства, способствующие поддержке физического и ментального здоровья. Специалисты советуют при оформлении дома или квартиры использовать эргономичный дизайн, растения и естественное освещение. По данным Национальной лаборатории по изучению возобновляемой энергии, наличие природных элементов — растений и солнечного света — на 15% улучшает самочувствие человека и положительно влияет на его творческие способности.
По словам менеджера проекта Green Construction Пита Догерти, на строительство и обустройство современного дома уходит в среднем на 25% больше времени и требуются большие финансовые вложения, что впоследствии окупается. Это доказывает продажа трехэтажного дома Residence 2582, спроектированного и построенного компанией Troon Pacific в Сан-Франциско. В июне 2021 года он был продан за рекордные $46 млн, что сделало его самым дорогим зданием в городе. Дом оборудован солнечными батареями Tesla и системой для сборы дождевой воды, в его дизайне использованы преимущественно натуральные материалы (дерево и камень) и осветительные приборы, которые имитируют естественные формы: например, водную рябь или сосудистую систему растений. Для поддержания здоровья владельцев в Residence 2582 присутствуют спа-центр с застекленной сауной, система фильтрации воздуха и тренажерный зал с открытой верандой для занятий спортом.
Мебель и объекты искусства как вложение
Элеонор Кавалли рассказала, что бренд Visionnaire находится в постоянном поиске уникальных материалов, дополненных умелым и новаторским подходом к их обработке, сборке и отделке. «Например, работы нашего эксклюзивного художника Микеле Астольфи, которые отличаются красотой самого материала. Он играет с различными материалами — ископаемым деревом, кристаллами Swarovski, натуральным камнем и сталью, создавая изделия ручной работы. Такие объекты обязательно выдержат испытанием временем», — рассказывает Элеонор.
Глобальный рынок элитной мебели, под которым подразумевается продажа предметов, выполненных квалифицированными профессионалами из материалов высокого качества, в 2020 году достиг $25,4 млрд. Дизайнерская мебель и объекты интерьера не теряют своей актуальности и не требуют замены, говорится в исследовании британского агентства по недвижимости The Modern House. По мнению современных дизайнеров, инвестициями, которые позднее повлияют на стоимость жилья при перепродаже, могут стать стильные осветительные приборы, обеденный стол или диван.
С другой стороны, вместе с ростом сегмента элитной мебели привычные предметы обихода перестают быть утилитарными и становятся арт-объектами. «Иногда сама мебель является произведением искусства коллекционного уровня, — говорит Элеонор Кавалли. — Например, коллекция кресел Pavone, разработанная Марком Анджем (победителем конкурса Archiproducts Design Awards 2020) для Visionnaire, черпает вдохновение в «бестиарии» древнего мира и хрупкой красоте павлина. Такой сказочный объект может стать предметом разговора в интерьере». Примером искусства также является диван Camaleonda, разработанный в 1970 году дизайнером Марио Беллини. Стоимость современной модели начинается с $4350, а винтажный диван, произведенный в 1970 году, можно приобрести за $20 865.
Но Camaleonda и Pavone — сочетание удобства и искусства, тогда как зачастую современная мебель полностью отрицает практичность: ее функциональные возможности отходят на второй план, уступая место эстетическим качествам. По словам Софи Пирс, основательницы магазина современного дизайна Béton Brut, следовать тенденциям и покупать модную дизайнерскую мебель необязательно. Главное — приобретать то, что действительно нравится. С этим мнением согласна и Элеонор Кавалли: «У каждого человека своя личность и индивидуальность. Люди хотят выражать себя через то, что находится у них внутри, они стремятся продемонстрировать личные стремления и вкусы с культурной и эстетической точки зрения. Я считаю, что важно прислушиваться к потребностям и желаниям других, четко осознавая их позицию. Я дорожу доверием клиентов, когда они делятся своими чувствами».
Богатый внутренний мир: как молодые российские дизайнеры ломают наши стереотипы об интерьере
Вместо красивой, но часто неудобной мебели, дизайнеры интерьера предлагают вкладывать деньги в произведения искусства. По словам Мартина Уоллера, основателя студии Andrew Martin, картины и скульптуры — это то, что оформляет пространство. Клиенты часто стремятся наполнить дом арт-объектами, так как они являются хорошей инвестицией. Джон Плассард, заместитель директора по управлению активами банковской группы Mirabaud, считает, что искусство ждет большой рост: «Это актив, который выдержал испытание временем и избежал тисков волатильности». Годовая доходность инвестиций в изобразительное искусство составила 14% за последние 25 лет, согласно анализу компании Masterworks, а 86% людей, управляющих частным капиталом, советуют инвестировать именно в арт-объекты.
Элеонор Кавалли отмечает, что произведения искусства преследуют те же цели, что и индивидуальный дизайн интерьера: «Они должны отражать интересы и уникальные вкусы владельца, вписываясь в окружающую среду. Язык конкретного дизайна интерьера может передать свое особое содержание. Произведения искусства — еще большая изощренность этого языка».