Уроки толерантности: мультфильм «Лука» объясняет, почему у нас много общего с морскими гадами
Для многих людей чужеземец — это обязательно враг. «Где-то там, за границей, непременно живут недруги, совершенно не такие, как мы, люди с другим менталитетом, странными традициями и обычаями, опасным нравом и дикими привычками» — вполне традиционная идея любого человека, которому близок образ мыслей Башмачкина из чеховской «Шинели». И, как правило, таких, как Акакий Акакиевич, в мире гораздо больше, чем хотелось бы.
Например, именно такая типичная, злоупотребляющая сверхопекой со словами «мне лучше знать, как тебе жить», мать обитает на дне Средиземного моря и пугает сына Луку сказками о том, какие люди злые и как они мечтают всех уничтожить. Лука верит ужасным рассказам и пытается смириться с мыслью, что удел каждого рептилоида — жить на дне и пасти рыбок-овечек, питаясь планктоном.
Повышенное давление: чем вредна чрезмерная родительская опека
Но несмотря на сбивающие с толку чешую и хвост, в душе главный герой — классический подросток, мечтающий вырваться из-под родительского крыла и вкусить запретный плод. В результате череды счастливых для Луки обстоятельств уже скоро он будет наворачивать вилкой итальянскую пасту с соусом песто, в отличие от непривитых россиян, которые даже в московских ресторанах не могут ничего съесть.
Напарником Луки по гастрономическим — и не только — приключениям станет Альберто. Он тоже рептилоид, которого к земной жизни успел приучить отец, вскоре бросивший сына и отправившийся в одиночку наслаждаться итальянскими красотами. Герои, разумеется, по канону являются антиподами, противоположностями, инь и янь, которые гармонично дополняют друг друга. Альберто излишне самоуверен и ничего не боится. Лука во всем сомневается и робко решается на любую авантюру. Альберто — лидер и эгоист, Лука — последователь и эмпат. Правда, в момент смертельной опасности и главного жизненного испытания окажется, что все совсем наоборот: переоценивший себя Альберто так и не оправился после предательства отца и использует собственную браваду как механизм защиты, а скромный Лука познает, как легко ему решиться на смелый поступок ради близкого человека. И главное, чему научит их эта дружба контрастов — признавать ошибки и прощать.
Проводником в земной мир для Луки и Альберто станет сильная, умная и независимая девчонка Джульетта, которой, возможно, вовсе не нужны мужики, но с ними все-таки веселее. Кстати, в целом самыми мудрыми, рациональными и надежными персонажами в «Луке» окажутся именно женщины. Пока эмоциональные южные мужчины либо истерят, либо рубят с плеча, девушки обходительно и спокойно решают любые проблемы и проворачивают аферы, требующие выдержки и характера. Даже среди рыб самыми смелыми и находчивыми окажутся дамы в возрасте, давно незаконно иммигрировавшие на сушу.
Вместо тренингов личностного роста: почему новый мультфильм Pixar «Душа» понравится даже взрослым
Лука, Альберто и Джулия пытаются победить в соревнованиях по триатлону, чтобы, с одной стороны, добиться совершенно разных целей, а с другой — вместе доказать, что они такие же, как все. Альберто планирует купить мопед Vespa, чтобы путешествовать и быть свободным. Джулия мечтает войти в историю города и стать известной. Лука жаждет познать мир и уехать учиться в школу в Генуе. Но каждый из них боится, то амбициозным планам помешает общество, которое не готово принимать «других» и «особенных».
И тут Pixar внезапно сворачивает с классической тропинки, где равенство и толерантность достаются кровью и потом с большим трудом. Несмотря на свои страхи и переживания, главные герои в момент развязки сталкиваются с максимальным пониманием. Даже экранные бумеры — причем как с улиц итальянского городишка, так и со дна морского — неожиданно быстро и легко принимают чужаков. Они моментально осознают, что мыслили стереотипами и боялись собственных фантазий, мешающих шире посмотреть на этот разнообразный мир, где есть место даже антропоморфным рептилоидам. Конечно, в нарративе присутствует классический представитель замшелой токсичной маскулинности, но он весьма быстро сел в лужу — вернее сказать, в фонтан — со своими консервативными взглядами и тиранией.
Жертва перемен: почему Disney закрыл студию Blue Sky, создавшую «Ледниковый период» и «Роботов»
Безусловно, «Лука», как и любой современный детский проект Disney, про инклюзивность и разнообразие. Но эта сверхзадача решена настолько деликатно и так замаскирована тоннами итальянской пасты и сотнями средиземноморских пейзажей, что совершенно не раздражает и не мешает просто наслаждаться анимацией и сценарием. Посмотрев «Луку», вы подумаете о том, как же хочется позвонить лучшему другу и срочно вместе поехать в Тоскану, а не о том, как же тяжело представителям ЛГБТ, феминисткам и черным бороться за свои права, хотя это и остается печальной истиной.