Михаил Мокринский
Директор школы «Летово»
Каждый человек многое знает и умеет, многого хочет — и ребенок, конечно, тоже. Какими из его достижений имеют право гордиться взрослые, в первую очередь учителя? Каков их реальный вклад и насколько этот вклад соответствует лучшим образовательным практикам, планам школы и потребностям ребенка?
Знания в огромной степени задаются культурой, семьей, школой, учителем. А навыки и компетенции? Всей страной умеем формировать предметные навыки, а вот компетенциям всей страной учимся, и пока не слишком успешно. Причина этих неуспехов напрямую связана с детской мотивацией, с тем, насколько традиции образования расходятся с фундаментальными законами формирования этой мотивации.
Процесс учебы ребенка разделяется на два потока. Первый — плотные взаимодействия с учителем: в этой конструкции ребенок — всегда ведомый. За цели и задачи учебы отвечает учитель, и он поощряет и понукает ребенка эмоциями, оценками, обратной связью. Здесь привычный мотив ребенка — учитель. Это мотив внешний, даже если учитель заботливый, внимательный и талантливый.
Травма постсоветского родителя: почему мы паникуем из-за того, что дети мало читают
Второй поток — почти самостоятельная деятельность ученика, где соединяются интересы ребенка, учебные задачи и сценарные заготовки, находки учителя. Как сделать так, чтобы он делал что-то, возможно, чуть медленнее, но сам; чтобы это стало привычкой; чтобы учитель мог промолчать, даже отвернуться, а работа детского ума, оживленное обсуждение, творчество при этом не замирали? Именно в этом потоке мотивация и ответственность за результат приживаются, прорастают в ребенке.
Опыт работы над задачей, над поиском и переосмыслением способов ее решения формируется во втором потоке, при крепнущей детской мотивации. Только так школьник движется к большей сложности и большей самостоятельности, наращивает одаренность, а не растрачивает способности.
Александр Ларьяновский
Директор по развитию Skysmart
Отсутствие методик и навыков работы учителей с мотивацией — бич нашей педагогической системы. За всей диджитализацией образования мы зачастую забываем, что у любого ученика есть свободная воля, что не всегда он вписывается в жесткие образовательные рамки. Все взрослые разные, каждый со своими особенностями. Но это значит, что и подростки, из которых эти взрослые получаются, тоже разные.
Мотивация взрослого человека — более осознаваемая вещь: у них же нет обязаловки. Ну так и взрослых, которые осознанно учатся, мало. Заставить подростков учиться только через запугивание — тупиковая история, но самая распространенная. А вот помочь человеку выработать настоящую, внутреннюю мотивацию, основанную на любопытстве, амбициях, определении собственной цели, — это сложная и ответственная история. Именно таким должно стать массовое образование.
Хотя, кроме самих подростков, никаких других заказчиков изменения этой системы нет. Но и вряд ли нынешние подростки сами захотят пойти в учителя, чтобы менять систему изнутри. Образование должно помочь подросткам найти свою цель, построить собственную траекторию, показывать, как ее достичь. Пусть это будет не всегда линейная история, со своими ответвлениями и сложностями. Пройти этот путь можно только на внутреннем интересе, вере в свои способности и понимании, что любые границы преодолимы.
Елена Клековкина
Директор центра Executive-коучинга, развития и карьеры, академический директор программы «Карьерный навигатор Junior» бизнес-школы «Сколково»
Проводя образовательные программы для подростков в бизнес-школе «Сколково», на входе мы часто видим ребят со сниженной мотивацией к обучению. Это вызвано, во-первых, тем, что традиционный школьный формат строится скучно и монотонно, не предполагает дискуссии, проактивной позиции учеников, не базируется на важнейшем принципе: «Главное задать правильные вопросы, а не выучить правильные ответы».
Попав к нам, ребята удивляются нашему подходу: эксперименты, игры, опыт всегда предшествуют мини-лекциям, ведь чтобы что-то понять, сначала нужно это прожить. Вторая проблема школьной системы заключается в ее косности с точки зрения выбора предметов и составления индивидуальных планов обучения. Дети все очень разные с точки зрения их интересов и способностей. И это важно учитывать. Последняя проблема — сам фокус внимания ребят. В подростковом возрасте им куда важнее найти ответы на волнующие экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «Как мне выстраивать отношения с моими одноклассниками?», «Как начать принимать собственные решения, а не быть покорным исполнителем воли родителей?»... К сожалению, очень мало школ уделяют время развитию эмоционального интеллекта и создают пространство для поиска ответов на эти важные вопросы.
По нашему опыту, чтобы заинтересовать ребенка, важно тщательно продумать методы вовлечения, предложить гибкие форматы с учетом интересов, способностей и целей, а также уделять больше внимания именно тем проблемам, которые интересуют подрастающее поколение.
Важную роль в этом играет не только школа, но и родители. Их задача заключается в том, чтобы помочь своему ребенку достроить недостающие смысловые кирпичики: расширять горизонты, предлагать новый опыт, а главное, внимательно слушать и слышать, не навязывая собственную картину мира.
Евгения Тюрикова
Глава Sber Private Banking
Для меня одно из главных качеств, которое определяет не только финансовый, но и жизненный успех, — любопытство. А что будет, если попробовать вот это? А смогу ли я добиться вот такого? А если не принимать условия игры, а «хакнуть» систему и сделать ее удобнее и проще? А как добиться того, что тебе не давалось никогда?
Задача родителей — дать ребенку все необходимое, но не давать лишнего. Не факт, что мы сами можем провести границу между «необходимым» и «лишним». И самая сложная задача родителя — создать баланс для своего ребенка, пробовать и искать это «необходимое» вместе.
Еще одна хорошая база для правильной мотивации — отсутствие страха. Дети не должны бояться сделать «что-то не то» и получить как минимум нагоняй от старших. Должно быть чувство внутренней свободы, понимание, что всегда можно попробовать, что ошибаться здорово, искать интересно, а учиться — увлекает. Это очень поможет потом, когда закончатся все школы и университеты, но окажется, что все поменялось и надо заново открывать для себя мир.