К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Хочу дорасти до миллиарда»: почему бизнес-сообщества больше не актуальны

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Основатель U Skillz Дмитрий Фалалеев рассуждает, почему никто больше не хочет заниматься «нетворкингом впрок», как трансформируются сообщества предпринимателей и что будет объединять их участников в будущем

Ковидный 2020-й прошел под знаком бизнес-сообществ: малых, больших, для IT, для тех, кто хочет зарабатывать больше миллиарда, закрытых, открытых. «Атланты», сообщество выпускников «Сколково», AngelDesk, SLP — очень разные по всем параметрам, объединяет их то, что они про бизнес и у всех на слуху. А сколько еще не таких известных и не только в Москве (есть, например, несколько сообществ предпринимателей, которые переехали в пандемию жить в Сочи). В 2021-м, да и в следующем году тренд, скорее всего, сохранится. Проблема только в том, что бизнес-сообщества в классическом их смысле устарели. Крамольная, а сегодня, на пике популярности феномена, даже дерзкая мысль. Но не лишенная логики.

Зайдем издалека (на самом деле нет). Зачем вообще незнакомым предпринимателям общаться друг с другом? Кажется очевидным, что в первую очередь для помощи в той или иной форме — инвестиции, контакты, инсайты и пр. На самом деле это огромное упрощение, но с этим мы разберемся позднее.

Неинтересно помогать тому, кто делает ерунду или просто «нетворчится» впрок

Часть нашего проекта U Skillz, а также оба моих партнера физически находятся в Кремниевой долине, поэтому меня периодически спрашивали: а как познакомиться с крутым предпринимателем или инвестором в Калифорнии? «Я не знаю», — долго отвечал я. И это была чистая правда. Но спрашивали слишком часто, и пришлось задуматься. Очень быстро стало понятно, что крутому предпринимателю, конечно, интересно помочь другому крутому предпринимателю, который пока просто находится в своем пути на несколько шагов раньше. Интересно и приятно стать причастным к будущему успеху. Неинтересно помогать тому, кто делает ерунду или просто «нетворчится» впрок, часто не имея даже своего проекта, — а таких очень много. С ними никто не хочет знакомиться и тем более продолжать общение.

 

Но при всем этом так же очевидно, что на чисто деловых контактах долгосрочные отношения не строятся , если только речь не идет о взаимоотношениях «инвестор-компания». Тому самому условному крутому предпринимателю интересно быть с собеседником на одной волне. То есть это про ценности. Про эзотерику, бани, саморазвитие, медитации, гитару у костра, про триатлон, книги, музыку и бердвотчинг —  про что угодно, все же разные.

Котел крутых людей: что осталось за кадром фильма Юрия Дудя о Кремниевой долине

 

Кому вы скорее поможете: незнакомцу, который просто пришел к вам, или незнакомцу, который разделяет ваше любимое хобби, верит в то же, во что верите вы (в зеленый бизнес, инвестиции в криптовалюту, эффективный менеджмент или импакт — нужное подчеркнуть)? Ответ очевиден.

Нормальный развивающийся человек не только бизнесмен, но в первую очередь личность. Поэтому даже само словосочетание «бизнес-комьюнити» способно многих оттолкнуть, оно сильно ограничивает. Снова про бизнес, про рынки, про конкурентов, про то, как выйти из операционки... Но свет клином на этом точно не сошелся, особенно когда у человека уже закрыты личные базовые потребности: машины, квартиры, мотоциклы и прочие приметы комфортной жизни. А если сошелся, то это даже грустно и вызывает вопросы.

Про бизнес можно поговорить много с кем, и для этого совершенно необязательно сбиваться в группы

Сам формат «только про бизнес» имеет, конечно, право на жизнь, но молодые предприниматели стали гораздо более охотно устраивать вместе лекции про личную эффективность,  биохакинг или что-то еще, что их реально беспокоит и увлекает, делать квартирники, фестивали музыки. Там тоже преимущественно собираются люди из бизнеса, но бизнес не единственная и даже не главная тема тусовки. Это можно понять, ведь про бизнес можно поговорить много с кем и для этого совершенно необязательно сбиваться в группы. А вот проводить время с тем, с кем у тебя много личных интересов, — это важно. Иногда это принимает совсем уж далекие от бизнеса формы: основатель Zappos, легендарный уже Тони Шей, создал деревню искусств Парк-Сити; в свое время основатель «Связного» Максим Ноготков активно поддерживал уже российскую деревню искусств Никола-Ленивец. И кто сказал, что сообщество предпринимателей не может быть таким — в деревне, про искусство и архитектуру?

 

Мистер конгениальность. Где искать профессиональных менторов и наставников

Бизнес-сообщества в прошлых итерациях такого даже не подразумевали. Туда люди приходили либо чтобы решить очень практические задачи, либо в момент личного поиска, чтобы «подержать за пуговицу» такого же, как и они сами. Это было больше похоже на бизнес-алкоголизм: привет, меня зовут Дмитрий, и я не знаю, как сделать миллиард оборота. И вот вас таких в комнате десять. Или сто, неважно. Получается, что, вступая в такое сообщество, вы хотите быть человеком, который «не знает как» и пришел к таким же незнающим. И вы все вместе пытаетесь дотянуть себя до миллиарда, пусть даже и с помощью спикера, который на два шага впереди вас.

Конечно, в определенные моменты такие цели есть у каждого бизнесмена, но это не долгосрочная история. А если у вас похожие ценности — техно-музыка, рыбалка, экстремальные виды спорта — шанс выйти на новый уровень общения гораздо больше. Вероятно, именно поэтому так много успешных людей из бизнеса состоят в спортивных комьюнити. Кроме того, хоть на серф-споте, хоть на квартирнике — два предпринимателя рано или поздно обязательно начнут разговаривать про бизнес, про проекты и все, что с этим связано.

Следующий и более высокий этап развития сообществ — это непохожесть ценностей

Обычные бизнес-сообщества, похоже, не увлекают молодых и прогрессивных. Впрочем, и многие бизнесмены постарше тоже выстраивают комьюнити отнюдь не вокруг операционки и рынков. Я знаю несколько закрытых групп, которые регулярно ездят на рыбалку или на охоту, путешествуют на багах, приглашают с лекциями профессоров (отнюдь не всегда из сферы экономики), устраивают книжные клубы. И это не считая спортивных групп. Разве это не бизнес-сообщества, если практически все участники там предприниматели?

Ищу друга: почему деньги и успех не спасают от одиночества

 

Общие ценности — это столп, на котором держатся лучшие предпринимательские сообщества сегодня. Но так не обязательно будет в будущем. В почти умершем, к сожалению, Clubhouse в самом начале было много интересных дискуссий. В одной из них — как раз про бизнес-сообщества — я участвовал. Лидер одного сообщества IT-предпринимателей спорил со мной о том, насколько реально важны общие ценности. И он, скорее всего, был прав. Следующий и более высокий этап развития сообществ — это непохожесть ценностей и участников при их абсолютной толерантности друг к другу. Это уже совершенно другой уровень, когда участники умеют не только не осуждать, но и ценить разность других, учиться ей и развиваться именно от этой непохожести. В этом смысле пресловутый Burning Man, который в этом году, к сожалению, снова отменили, давно существует в будущем — и поэтому вся деловая элита Кремниевой долины тусит именно там. Потому что гораздо приятнее находиться в месте, где звучат разговоры про творчество, развитие и свободу — а не про рынки, операционку и миллиарды.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет — 2021

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+