К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Великий стратег рассчитал каждый жест»: как появился и почему не исчезает культ Наполеона в России

Музей-панорама «Бородинская битва»
Музей-панорама «Бородинская битва»
Со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены прошло 200 лет, а французский полководец остается легендарным романтическим героем, в том числе, в нашей стране. Коллекционер наполенианы, профессор Александр Вихров объясняет, почему в России так любят Наполеона

В Музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX-XX веков», приуроченная к 200-летию со дня смерти Наполеона. Выставка и коллекции Александра Вихрова исследует культ Наполеона. В экспозиции — живописные и графические работы, карикатуры первой четверти ХIX века, табакерка и портсигар с узнаваемым профилем. На памятных медалях и жетонах — церемония переноса останков императора в Париж 15 декабря 1840 года.  

Лет пятнадцать назад в антикварной лавке на пьяццо Навона в Риме я купил металлическую фигурку Наполеона. По основанию сразу понял, что это была печать для писем: такие прикладывали на расплавленный сургуч, когда закрывали письма. Уже дома, разглядывая покупку, поднес увеличительное зеркало, увидел тонко гравированное изображение вида могилы французского императора на острове Святой Елены и надписи, что поразило, на русском языке: «Здесь завершатся мои страдания» и «Все мое блаженство». А у подножья статуэтки выбита дата: 1824.

Получается, всего три года прошло со дня кончины Наполеона и в России, еще царствовал его друг-недруг Александр I и не получили своих вожделенных медалей «За взятие Парижа» ветераны заграничных походов. И уже в это время нашелся кто-то из русских, способный на такой поступок — заказать для себя знаковую штуковину, зримо демонстрирующую пристрастия его владельца. Кем мог быть этот человек? Что побудило его таким образом сохранить память о недавнем враге России?

 

В самой Франции в эти же годы роялисты нещадно преследовали бонапартистов. Были жертвы и тюрьмы, но это не остановило неведомого скульптора, который изготовил статуэтку Людовика XVIII «с секретом»: возьмешь короля за голову, поднимешь, а под его толстым пузом спрятана бравая фигура недавнего императора французов.

На примере двух этих предметов ясно, что уже первая четверть XIX века стала временем превращения Наполеона в поистине легендарную фигуру.

 
Книга Письма Наполеона к Жозефине и Гортензии. 1833 г
Книга Письма Наполеона к Жозефине и Гортензии. 1833 г
Наполеону удалось создать убедительную легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах

Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут. Но он сумел напомнить о себе. За пять с половиной лет жизни на острове Святой Елены Наполеону удалось создать убедительную и привлекательную для современников и потомков легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах. И попал в десятку.

Для политической оппозиции, требовавшей «свободы и конституции» пригодился Наполеон — «сын французской революции» и «народный император». Те, кто сражался под «орлами» Наполеона, готовы были поверить, что в неудачах императора повинны изменники и бездарные исполнители. И в воспоминаниях своего кумира они находили множество аргументов в поддержку такого взгляда.

«Одержать победу над лабиринтом»: как не заблудиться на выставке «Мечты о свободе» Новой Третьяковки

 

Для романтизма, который господствовал тогда в европейской культуре, стал настоящей находкой образ героя, обреченного на медленную смерть в ссылке на крохотном острове. О таком Наполеоне слагали стихи поэты. Таким его изображали художники. На нашей выставке, к примеру, можно видеть рисунок Мстислава Добужинского — иллюстрацию к стихотворению Михаила Лермонтова «Воздушный корабль», посвященного Наполеону.

И вот что примечательно: культ Наполеона специально никогда и никто не насаждал. Поневоле начинаешь верить, что в его фигуре есть какая-то мистическая сила. Пытаясь осмыслить эту поразительную жизнь, люди в разных странах испытывали противоречивые чувства, разрываясь между осуждением и восхищением. И в нашей стране тоже. Вспомним, как российский царь Николай I подарил Франции порфировую глыбу для гробницы Наполеона. На выставке эта история находит отражение в весьма необычном виде.

Война 1812 года, несомненно, славное событие русской истории XIX века, имела странный результат: в России только усилился культ Наполеона, а традиционная любовь к французской культуре безмерно возросла. Приходят на память строфы Пушкина с описанием кабинета Онегина, где «столбик с куклою чугунной под шляпой с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом». А в экспозиции еще одно удивительное свидетельство, перекликающееся с историей той самой сургучной печати. Это — первое издание на русском языке писем Наполеона к Жозефине, 1833 год.

В книгу вклеена оригинальная гравюра с изображением могилы Наполеона и стихами Пушкина. Самому Александру Сергеевичу оставалось жить еще четыре года. Вот эти гравированные строки:

Приосенен твоею славой,

 

Почий среди пустынных волн…

Великолепная могила!

Над урной, где твой прах лежит,

Народов ненависть почила

 

И луч бессмертия горит.

Да будет омрачен позором

Тот малодушный, кто в сей день

Безумным возмутит укором

 

Его развенчанную тень!

Очевидно, только по цензурным соображениям неведомый художник не мог воспроизвести на доске и заключительные строки этого стиха. Но их и так знали все просвещенные люди:

Хвала! Он русскому народу

Высокий жребий указал

 

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал.   

Со смертью Наполеона его легенда стала влиять не только на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека в Европе и России XIX–начала XX века. Покойный стал необычайно популярен. Предприниматели, ремесленники и торговцы быстро монетизировали эту популярность. Наполеоновская легенда, завоевав сферу идей, властно вторглась в мир вещей.

Среди экспонатов выставки — посмертная маска и слепок кисти руки Бонапарта, картины, карикатуры первой четверти ХIX века и декоративные тарелки со сценами жизни «узника Святой Елены», табакерка и портсигар с узнаваемым профилем. Церемония переноса останков императора в Париж 15 декабря 1840 года запечатлена в памятных медалях и жетонах.

 

Сам Наполеон говорил: «Воображение правит миром». Народу в XIX веке, как и сейчас, нравятся изображения, особенно те, которые могут сделать более близкой и легко доступной личность вроде Наполеона — романтического героя, военачальника, полубога, в котором на разных уровнях нашли воплощение идеалы свободы. Изделия народных мастеров, статуэтки и открытки — все это делает зримой легенду о Наполеоне, которая продолжает распространяться и в наши дни.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+