«Великий стратег рассчитал каждый жест»: как появился и почему не исчезает культ Наполеона в России
В Музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX-XX веков», приуроченная к 200-летию со дня смерти Наполеона. Выставка и коллекции Александра Вихрова исследует культ Наполеона. В экспозиции — живописные и графические работы, карикатуры первой четверти ХIX века, табакерка и портсигар с узнаваемым профилем. На памятных медалях и жетонах — церемония переноса останков императора в Париж 15 декабря 1840 года.
Лет пятнадцать назад в антикварной лавке на пьяццо Навона в Риме я купил металлическую фигурку Наполеона. По основанию сразу понял, что это была печать для писем: такие прикладывали на расплавленный сургуч, когда закрывали письма. Уже дома, разглядывая покупку, поднес увеличительное зеркало, увидел тонко гравированное изображение вида могилы французского императора на острове Святой Елены и надписи, что поразило, на русском языке: «Здесь завершатся мои страдания» и «Все мое блаженство». А у подножья статуэтки выбита дата: 1824.
Получается, всего три года прошло со дня кончины Наполеона и в России, еще царствовал его друг-недруг Александр I и не получили своих вожделенных медалей «За взятие Парижа» ветераны заграничных походов. И уже в это время нашелся кто-то из русских, способный на такой поступок — заказать для себя знаковую штуковину, зримо демонстрирующую пристрастия его владельца. Кем мог быть этот человек? Что побудило его таким образом сохранить память о недавнем враге России?
В самой Франции в эти же годы роялисты нещадно преследовали бонапартистов. Были жертвы и тюрьмы, но это не остановило неведомого скульптора, который изготовил статуэтку Людовика XVIII «с секретом»: возьмешь короля за голову, поднимешь, а под его толстым пузом спрятана бравая фигура недавнего императора французов.
На примере двух этих предметов ясно, что уже первая четверть XIX века стала временем превращения Наполеона в поистине легендарную фигуру.
Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут. Но он сумел напомнить о себе. За пять с половиной лет жизни на острове Святой Елены Наполеону удалось создать убедительную и привлекательную для современников и потомков легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах. И попал в десятку.
Для политической оппозиции, требовавшей «свободы и конституции» пригодился Наполеон — «сын французской революции» и «народный император». Те, кто сражался под «орлами» Наполеона, готовы были поверить, что в неудачах императора повинны изменники и бездарные исполнители. И в воспоминаниях своего кумира они находили множество аргументов в поддержку такого взгляда.
«Одержать победу над лабиринтом»: как не заблудиться на выставке «Мечты о свободе» Новой Третьяковки
Для романтизма, который господствовал тогда в европейской культуре, стал настоящей находкой образ героя, обреченного на медленную смерть в ссылке на крохотном острове. О таком Наполеоне слагали стихи поэты. Таким его изображали художники. На нашей выставке, к примеру, можно видеть рисунок Мстислава Добужинского — иллюстрацию к стихотворению Михаила Лермонтова «Воздушный корабль», посвященного Наполеону.
И вот что примечательно: культ Наполеона специально никогда и никто не насаждал. Поневоле начинаешь верить, что в его фигуре есть какая-то мистическая сила. Пытаясь осмыслить эту поразительную жизнь, люди в разных странах испытывали противоречивые чувства, разрываясь между осуждением и восхищением. И в нашей стране тоже. Вспомним, как российский царь Николай I подарил Франции порфировую глыбу для гробницы Наполеона. На выставке эта история находит отражение в весьма необычном виде.
Война 1812 года, несомненно, славное событие русской истории XIX века, имела странный результат: в России только усилился культ Наполеона, а традиционная любовь к французской культуре безмерно возросла. Приходят на память строфы Пушкина с описанием кабинета Онегина, где «столбик с куклою чугунной под шляпой с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом». А в экспозиции еще одно удивительное свидетельство, перекликающееся с историей той самой сургучной печати. Это — первое издание на русском языке писем Наполеона к Жозефине, 1833 год.
В книгу вклеена оригинальная гравюра с изображением могилы Наполеона и стихами Пушкина. Самому Александру Сергеевичу оставалось жить еще четыре года. Вот эти гравированные строки:
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн…
Великолепная могила!
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Очевидно, только по цензурным соображениям неведомый художник не мог воспроизвести на доске и заключительные строки этого стиха. Но их и так знали все просвещенные люди:
Хвала! Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Со смертью Наполеона его легенда стала влиять не только на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека в Европе и России XIX–начала XX века. Покойный стал необычайно популярен. Предприниматели, ремесленники и торговцы быстро монетизировали эту популярность. Наполеоновская легенда, завоевав сферу идей, властно вторглась в мир вещей.
Среди экспонатов выставки — посмертная маска и слепок кисти руки Бонапарта, картины, карикатуры первой четверти ХIX века и декоративные тарелки со сценами жизни «узника Святой Елены», табакерка и портсигар с узнаваемым профилем. Церемония переноса останков императора в Париж 15 декабря 1840 года запечатлена в памятных медалях и жетонах.
Сам Наполеон говорил: «Воображение правит миром». Народу в XIX веке, как и сейчас, нравятся изображения, особенно те, которые могут сделать более близкой и легко доступной личность вроде Наполеона — романтического героя, военачальника, полубога, в котором на разных уровнях нашли воплощение идеалы свободы. Изделия народных мастеров, статуэтки и открытки — все это делает зримой легенду о Наполеоне, которая продолжает распространяться и в наши дни.