«Без прошлого нет будущего»: чем живут и как работают самые перспективные молодые художники России
Искусство всегда было предметом пристального интереса Forbes. Большинство наших героев многие годы являются активными участниками арт-рынка: собирают коллекции, открывают галереи и музеи, поддерживают культурные проекты как меценаты и эксперты.
Но сегодня наш интерес обретает новые формы и новое значение. Как и любая активно развивающаяся отрасль, современное искусство и креативные индустрии играют заметную роль в мировой экономике. Тем более что во время пандемии онлайн-аукционы и ярмарки сделали искусство более «демократичным» и доступным для массового зрителя.
Как все медиа, современное искусство служит летописцем нашего настоящего, отражает настроения в обществе, состояние умов и сердец людей. Именно поэтому нам кажется важным рассказывать о российских художниках, коллекционерах и институциях, которые прямо сейчас, на глазах, создают историю, формируют отечественный арт-рынок. Эту задачу Forbes реализует вместе с Центром современного искусства «Винзавод», обладающим экспертными знаниями и многолетним опытом, в рамках нового совместного проекта Forbes Collect.
«Современное искусство использует самый актуальный язык — визуальный. У него нет границ, но с его пониманием возникает иногда дискоммуникация, которая влечет недоверие. И если в XXI веке во всем мире современное искусство — важная часть образа жизни, то в России мы примерно на полпути. Проект Collect расширит аудиторию современного российского искусства и направит все усилия на снятие барьеров между искусством и возможностью его смотреть и, главное, приобретать. Forbes Collect станет глобальной платформой, которая соединяет представителей арт-среды с бизнес-сообществом», — говорит основатель «Винзавода» Софья Троценко.
Начать проект мы решили с истории, которая наглядно демонстрирует актуальность искусства в буквальном смысле медийной повестке. Четверо молодых перспективных российских художников представили работы, созданные в контексте важнейших для Forbes тем.
- Мир во время и после эпидемии
- Новая этика: свобода или границы, фейк-ньюз и постправда
- Ощущение чрезвычайности: новый взгляд на климатические вызовы и экоактивизм
- Тема импакт (импакт — новая генеральная концепция издания)
- Пересмотр ценностей в новой реальности
- Переход от концепции личного накопительства к концепции социального воздействия.
- Новые ценности: социальная ответственность бизнеса
- Виртуализация среды
- Невозможные ранее идеи, которые становятся реальностью (в искусстве, бизнесе, науке)
Картина художницы Ники Черняевой стала обложкой Forbes Life. «Эта работа была написана в 2018 году, в тот период, когда я готовилась уволиться со всех работ, чтобы полноценно заниматься только собственными арт-проектами. Это было довольно сложное время, меня разрывали внутренние противоречия, и, честно признаюсь, прыгать в неизвестность было очень страшно. С тех пор прошло всего пару лет, но каких! За это время я поняла, что роковых ошибок не существует, прыжок в неизвестность —необходимое условие всех важных перемен в жизни, а ощущение того, что мир разбивается на части, не так уж плохо, ведь его всегда можно собрать снова, причем в совершенно новой конфигурации, которая будет в сто раз лучше прежней», — рассказывает художница.
Ника Черняева
Ника Черняева родилась в 1985 году в Москве. Окончила факультет социологии МГУ им. М. В. Ломоносова, позднее — Институт проблем современного искусства (ИПСИ) и «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства, училась на отделении живописи МГХПА им. С. Г. Строганова.
В 2011 году стала победительницей конкурса Martini Art Prize и получила грант на обучение в Central St. Martin’s College of Art and Design (Лондон). В том же году вошла в лонг-лист премии Курехина и участвовала в групповой выставке номинантов проекта в Санкт-Петербурге. В 2013-м участвовала в менторской программе NESTA по гранту Британского совета. В 2020-м стала резидентом «Открытых студий» «Винзавода». В феврале 2021 года в московской галерее JART состоялась первая персональная выставка Ники «Я иду тебя искать», куратором которой стал Андрей Паршиков.
Агенты совриска: почему молодые коллекционеры инвестируют в современное искусство
«В своих работах я исследую процесс формирования индивидуальности через пережитый опыт, оставаясь верной социологическому подходу как способности замечать общее в частном. Мне близка позиция Макса Вебера, утверждавшего, что социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. Современная культура переживает переход от постмодернистской иронии к эстетике близости и участия, порождая запрос на радикальную открытость, и мне интересно наблюдать, как это новое искреннее высказывание проявляется в тех или иных сферах жизни. Знаковая система, с помощью которой я говорю об интересующих меня вопросах, — это живопись. Заниматься ею сегодня — жест практически утопический, но именно архаичность и уязвимость этого медиума делает его языком, максимально подходящим для разговора об искренности.
Следуя логике максимально искреннего высказывания, еще одним предметом моего художественного интереса является глубинное автобиографичное исследование. Так, в 2017 году появился «Проект года» — блог, в котором я подробно рассказывала о каждом прожитом дне, не скрывая всех трудностей, с которыми приходится сталкиваться современному художнику. Такая радикальная открытость предъявляет ко мне намного больше требований, чем создание отдельных художественных проектов, процесс работы над которыми я тоже подробно документирую. В настоящее время блог существует под названием «Пена дней» (penadney.blog) и является главным мета-нарративом, объединяющим все мои художественные практики».
Персональная выставка
«Я иду тебя искать» (галерея JART, Москва, 2021).
Избранные выставки
«Пусть счастливая звезда сияет в высоте» (галерея ГУМ-Red-Line, Москва, 2020), «Стены помогают» («Открытые студии», «Винзавод», Москва, 2020), Redrum (галерея JART, Москва, 2020), «Компаньоны» (галерея «Здесь на Таганке», Москва, 2019), Wonderland (Artis Gallery, Москва, 2019), Выставка одной работы в галерее betweenwindows (Лондон, Москва, 2019), «Изолятор брака» (галерея Maxim Boxer, в рамках VI Московской международной биеннале молодого искусства, Москва, 2018), Acht (галерея Zwo Gallery, Вена, 2018), «Там, где никому не снятся сны» (ММОМА, Москва, 2017).
Интересный факт
В 2012 году Ника отправилась в путешествие по Непалу. Несколько месяцев она жила в пригороде Катманду и работала учителем в деревенской школе, преподавала детям английский язык, а во время каникул успела покорить Гималаи, совершив восхождение на высоту 5000 м. Именно тогда она приняла решение посвятить все свое время искусству, правда, на реализацию этого плана ушло несколько лет, и full-time художником Ника стала только в 2018 году, когда ей исполнилось 33 года.
Ульяна Подкорытова
Ульяна Подкорытова — представитель современной художественной сцены, работает с постфольклором на материале Русского Севера. Родилась в семье художников в 1984 году, живет и работает в Москве. Окончила Высшую школу печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета по специальности «художник-график» и Школу Родченко. В своих работах обращается к обрядовому и музыкальному нарративу северных областей России. Исследует интернет-фольклор, тему глобализации и потери идентичности, коллективную память, используя в работе разные медиа: видео, фотографию, перформанс, скульптуру.
«Я работаю с этнографией Русского Севера, меня вдохновляет и удивляет языковая и песенная традиция Архангельской области, костюмы, свободный дух людей (например, отсутствие крепостного права на данной территории), богатый язык и стойкость во время ужасных перипетий начала XX века. Но больше всего меня гипнотизирует мелодика пинежского и мезенского диалектов, это редкая музыкальность и сохранение древнего языка эпохи Великого Новгорода. Признаю, что все перечисленное является великим очарованием и выглядит как forever old. Но без прошлого нет будущего. Я интересуюсь интернет-фольклором и тем, как глобализация влияет на потерю идентичности. Несмотря на мои серьезные копания в старинных текстах, заклинаниях и мелодиках, я работаю с внутренней мифологией. Мне неинтересно рисовать просто сарафан или кокошник, думаю, что я работаю как мультимедийный художник с русским галлюцинозом в целом, с большой территорией».
Персональные выставки
Homonim (ACAC, Аомори, Япония, 2021), «Будь что не бывает» («Гостиные дворы», при поддержке Arctic Art Institute, резиденции «Марьин дом» и Фонда президентских грантов, Архангельск, 2020), «Рай’ок» (галерея «Триумф», Москва, 2019), «Косая» (пространство «СТАРТ», 2016).
Избранные групповые выставки
OGA Videoart Exhibition (Ospizio Giovani Artisti, Рим, 2019), VIII Ташкентская международная биеннале современного искусства (Ташкент, 2018), Mach mit, mach's nach, mach's besser (Берлин, 2018), «Моя прелесть. Волосы» (MMOMA, Москва, 2018), «Инновация-2017» (выставка номинантов Государственной премии в области современного искусства «Инновация», Музей архитектуры им. А. В. Щусева, флигель «Руина», Москва, 2017).
Интересный факт
Для съемки своего первого видео «Ловушка» бегала три дня обнаженной и босиком по снегу под песню Шуры «Ты не верь слезам».
Первая продажа
Начала продавать свои иллюстрации в 18 лет в сувенирном магазине, это были открытки с ксилографиями про любовь и смерть.
Левый марш и культурный террор: как заброшенный завод во Франции стал Меккой художников
Миша Бурый
Миша Бурый — московский мультидисциплинарный художник родом из Ижевска, художественную карьеру начал уличным художником, работы опубликованы в сборнике Buffantgarde Института уличного искусства. В 2014 году Бурый окончил Институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), участвовал в ряде групповых выставок в России и Европе. Последние несколько лет работает с промышленным мусором, создавая скульптуры и ассамбляжи из отходов рекламного производства, затрагивая такие темы, как потребительская культура, экология и информационная перегрузка, а также культура copy/paste и массовое производство. Его первая персональная выставка прошла в галерее RuArts (Москва) в 2017 году под кураторством Игоря Поносова. В 2019 году Миша стал обладателем стипендии «Открытых студий» «Винзавода», в 2020 году —резидентом Мастерских музея «Гараж» и «Открытых студий». Работы Бурого представлены на 2-й Триеннале российского современного искусства «Прекрасная ночь для всех» в музее «Гараж» с сентября 2020 по февраль 2021 года, Миша был номинирован художником Кириллом Лебедевым (Кто).
«Проект Clot состоит из абстрактных скульптур, в которых я комбинирую различные типы материалов, такие как бумага, деревянные фрагменты, текстиль, пластик и металл. Эти материалы я собираю в типографии и на мелких промышленных производствах, которые занимаются изготовлением баннеров и рекламной продукции. В своих работах я исследую отпечаток массовой культуры и создаю коллективный бессознательный след современной потребительской жизни.
Бедность не порог: как культурная революция в Перми создала русское бедное искусство
В процессе создания своих работ я ставлю под сомнение тот образ, через который принято воспринимать и запоминать феномен консьюмеризма. В этом контексте решающую роль играют отношения между оригиналом и копией, а также между очевидной выгодой этого явления и искусственностью его происхождения.
Я бы хотел, чтобы мои работы воспринимались на грани абстрактного и фигуративного искусства. Большинство моих скульптур отсылают к человеческим или индустриальным формам, но в них всегда остается зазор для свободной интерпретации.
Диалог скульптур в пространстве, который происходит посредством взаимного отражения деталей и зрителей в этих деталях, создает уникальный ландшафт, приглашающий к взаимодействию. Эти зеркальные, двоящиеся, преломленные элементы создают индивидуальные лабиринты изучения работы. Проходя через мои инсталляции, восприятие реальных и зеркальных объектов в пространстве перетекает друг в друга и становится временным опытом. Этот эффект меняет оптику взгляда зрителей с наблюдения на визуальное потребление, вводя эллиптическую концепцию субъективности в восприятие реальности».
Избранные выставки
2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020), ярмарка молодого современного искусства blazar (Музей Москвы, 2020), «Стена» («Форум уличного искусства», ММОМА, Москва, 2016), «Дачный сезон» (RuArts Gallery, Москва, 2017), «Косо, криво, очень живо» (Triangle Gallery, Москва, 2016).
Участие в международных проектах
II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (ЦВЗ «Манеж», Москва, 2016), Urvanity Art Fair (RuArts Gallery, Мадрид, 2019).
Первая продажа
«Продажи в современном искусстве — это всегда долгосрочная история, и строить планы очень сложно. Мне вспоминается история про первые заработанные деньги в Москве. Это произошло во время вступительных экзаменов в институт в 2014 году. Мы с товарищем тогда устроились на временную подработку в архитектурное бюро раскрашивать макеты, бюро соседствовало с автосервисом, и мы предложили свои услуги по росписи авто. Мы расписали уазик, на котором ездят на рыбалку, и заработали по 20 000 рублей. Это по тогдашним временам были огромные деньги, родители, например, ровно столько мне дали с собой в Москву на период поступления. Мы с другом чувствовали себя просто королями и покорителями Москвы. Сейчас эту историю смешно вспоминать, но почему-то приятно. А первая значительная продажа у меня случилась в 2017 году на Аукционе уличного искусства. На эти деньги я купил маленький кроcсовый мотоцикл питбайк и гонял на нем полгода без прав».
Мика Плутицкая
Мика Плутицкая — выпускница Университета Хартфордшира и факультета психологии МГУ. Ее живописные серии — результат масштабного визуального исследования, вся практика художницы выстраивается в очень своевременное переосмысление советского наследия поколением «детей перестройки». Художница фокусируется на изучении живописи как постмедиума и активно использует феминистские критики гендерной репрезентации в построении своих образов.
«Я думаю о своей работе скорее как о непрерывной практике, чем о череде отдельных «проектов». Это немного похоже на работу ученого: есть исследовательские темы и задачи, которыми я занимаюсь долго, не один год. Меня интересует пространство коллективной памяти: переходы образов между обрывками визуальной культуры, воспоминаниями и фантазиями. Живопись становится одним из «последствий» визуального исследования, при этом важно, что это серия картин, их последовательность, а не единичная работа.
Для меня важна рефлексия памяти о советском. По выражению Николая Эппле, наше неудобное прошлое постоянно «двоится», поэтому так сложно собрать собственную идентичность. Советское наследие чем-то похоже на радиацию — мы можем ее не замечать, но она действует. Речь в первую очередь о наследии культурном, образном — архитектуре, кино и литературе. Я выделяю образы советского мифа, нахожу лакуны, о которых ничего не сказано или сказано крайне мало, и создаю на их почве собственную мифологию, свою интерпретацию прошлого. Это попытка переработать «фон» и нащупать основу для идентичности, пересоздать свой опыт, но с тем арсеналом критической теории, который нам доступен сегодня. В этот арсенал входит непременно и гендерная критика».
Персональные и групповые выставки
В 2020 году галерея Artwin представила первую персональную выставку Плутицкой «Как в детстве карусель». Работа «Гостьи» была показана в рамках 2-й Триеннале российского искусства в музее «Гараж». Художница участвовала в групповых выставках, среди них «Улицы и монстры» (Порту, Португалия, 2020), в проекте «Открытые системы» в Музее современного искусства «Гараж» (2015), «Глобальный активизм» (Карлсруэ, Германия, 2014). Плутицкая стала последовательно резидентом программы «Открытых студий» «Винзавода» (2019), Мастерских музея «Гараж» (2020) и резиденции ЦСИ «Фабрика». Работы Мики Плутицкой находятся в частных коллекциях.
Интересный факт
В 2011 году, еще не собираясь стать художником, Мика случайно нашла книгу с рисунками современных британских художников на барахолке в Эдинбурге, купила ее и полюбила эти рисунки. Спустя шесть лет один из художников оказался ведущим тьютором на программе бакалавриата, где училась художница.
Первая продажа
«Я работала в «Открытых студиях» «Винзавода», почти закончила картину, мыла кисти, и в этот момент ко мне подошел мужчина, по-английски спросил, сколько стоит работа. Я слегка запаниковала и назвала первую цифру, показавшуюся мне приличной, — $1000. Он тут же вынул деньги, отдал их мне и попросил сделать ему сертификат подлинности. Это единственная работа, расставание с которой саднит мое сердце, так как оно произошло слишком быстро, я не успела ее «отпустить».