Глобальное затопление: сотни аэропортов могут закрыться из-за нарушения Парижского соглашения по климату
В первый же день пребывания в должности президента Джо Байден подписал указ о возвращении США к обязательствам в рамках Парижского соглашения по климату, ратифицированного представителями почти 200 стран в целях прекращения добычи связанных с глобальным потеплением видов ископаемого топлива, таких как уголь, нефть и природный газ. Главная задача Парижского соглашения — это удержание прироста средней температуры на планете в пределах 2°С по сравнению с доиндустриальным уровнем, а более предпочтительно — в пределах 1,5°С.
Это хорошие новости как для любителей авиаперелетов, так и для людей, непосредственно связанных с авиацией. По словам ученых из Университета Ньюкасла, недавно опубликовавших результаты своего нового исследования в журнале Climate Risk Management, повышение средней температуры на планете на 2°С навсегда изменит авиаиндустрию.
США выбрали правильный момент для возвращения к обязательствам в рамках Парижского соглашения по климату. 2010-е годы стали самым жарким десятилетием за всю историю метеорологических наблюдений, а в Арктике в последние годы неоднократно фиксировали новые температурные рекорды.
Все это привело к повышению уровня моря, которое отрицательно сказывается на состоянии береговых линий разных стран. По данным последнего отчета, подготовленного учеными из Института морских наук Вирджинии при Колледже Вильгельма и Марии, уровень моря вдоль побережья США не просто повышается быстрее, чем раньше. По прогнозам ученых, к 2050 году мы можем ожидать повышения уровня моря на целых полметра. В таком случае менее чем за 30 лет уровень моря станет выше примерно на 50 см.
Спасти Кирибати: кто пострадает от глобального потепления
Профессора Ричард Доусон и Аарон Йесудиан из Инженерной школы Университета Ньюкасла представили рейтинг аэропортов, наиболее подверженных риску затопления из-за повышения уровня моря. В новый рейтинг вошло более 14 000 аэропортов по всему миру. При составлении рейтинга группа ученых под руководством британских профессоров учитывала расположение аэропортов и их подверженность штормовым приливам как по состоянию на сегодняшний день, так и в соответствии с прогнозами о повышении уровня моря. В рамках своей работы исследователи изучили вероятность затопления аэропортов из-за экстремальных изменений уровня моря. Кроме того, они оценили уровень эффективности действующих механизмов по защите аэропортов от наводнений и возможные последствия для авиаиндустрии.
По данным ученых, на сегодня около 270 аэропортов по всему миру находятся под угрозой затопления из-за повышения уровня прибрежных вод. В случае прироста средней температуры на планете менее чем на 2°С в соответствии с целями Парижского соглашения по климату 100 аэропортов окажутся ниже уровня моря. Еще 364 аэропорта подвергнутся риску затопления. Если странам, подписавшим Парижское соглашение по климату, не удастся добиться поставленной цели и средняя температура на планете повысится более чем на 2°С, то к 2100 году 572 аэропорта столкнутся с угрозой затопления.
Исследователи из Университета Ньюкасла привели множество причин, согласно которым аэропорты особенно подвержены риску затопления в связи с повышением уровня моря. Дело в том, что города часто расположены недалеко от моря. При этом местные аэропорты часто строятся именно в низменных районах. Все это происходит по практическим соображениям: в низменных районах, где риск крушения самолетов значительно ниже из-за траекторий их взлета и посадки, гораздо легче найти крупные участки равнинной земли, подходящие для строительства аэропорта. В результате во множестве стран аэропорты были построены на осушенных прибрежных территориях, в низменных заболоченных зонах и в поймах рек.
Наука отрицания: в чем заблуждаются климатические скептики
В своей работе Доусон и Йесудиан ссылаются на исследование, проведенное в 2019 году Межправительственной группой экспертов по изменению климата. Это исследование показало, как быстро повышается уровень моря вдоль береговых линий большинства стран мира. В этой связи Доусон и Йесудиан предполагают, что риск затопления аэропортов, построенных в низменных районах, будет неизбежно возрастать.
По данным исследователей из Университета Ньюкасла, топ-20 аэропортов, наиболее подверженных риску затопления из-за повышения уровня моря, расположены в Восточной и Юго-Восточной Азии. Первые строчки в рейтинге заняли аэропорт Суварнабхуми в столице Таиланда Бангкоке (BKK) и аэропорт Вэньчжоу Лонгван в Китае (WNZ). Наибольшее количество аэропортов, входящих в топ-20 рейтинга, находится в Китае, в том числе международный аэропорт Хунцяо в Шанхае (SHA).
В Европе наиболее подвержены риску затопления аэропорт Корво на португальских Азорских островах (CVU) и международный аэропорт в немецком Бремене (BRE). Первое место среди британских аэропортов, находящихся под угрозой затопления, занимает аэропорт Лондон-Сити (LCY). В случае отключения системы противопаводковой защиты самым уязвимым в Европе стал бы аэропорт Схипхол в Амстердаме (AMS), однако сейчас он довольно хорошо защищен от наводнений, вероятность наступления которых в этом регионе оценивается в один раз за 10 000 лет.
В топ-100 наиболее подверженных риску затопления аэропортов мира входит пять аэропортов США. Это международный аэропорт имени Луи Армстронга в Новом Орлеане (MSY), аэропорт Найтмьют на Аляске (NME), международный аэропорт Ки-Уэст в штате Флорида (EYW) и два из трех основных аэропортов Нью-Йорка — Ла-Гуардия (LGA) и Ньюарк Либерти (EWR).
Однако повышение уровня моря сказывается не только на состоянии береговых линий разных государств. Это явление представляет собой опасность не просто для отдельных аэропортов, но и для всей авиаиндустрии в целом. «Аэропорты в прибрежных зонах имеют непропорционально большое значение для индустрии авиаперевозок. К 2100 году из-за повышения уровня моря нам придется изменить от 10% до 20% всех маршрутов авиаперелетов», — заявил профессор Доусон. «В этой связи повышение уровня моря представляет серьезный риск для глобальных пассажирских и грузовых авиаперевозок, что влечет за собой значительные издержки, связанные как с прямым ущербом, так и с изменением маршрутов авиаперелетов», — добавил исследователь. В конечном итоге группа ученых из Университета Ньюкасла пришла к выводу, что примерно одна пятая всех маршрутов авиаперелетов может подвергнуться серьезным изменениям из-за повышения уровня моря.
Исследователи предсказывают закрытие некоторых небольших региональных аэропортов, сохранение и дальнейшая эксплуатация которых будут нерентабельными. По словам ученых, некоторые регионы мира гораздо сильнее пострадают от повышения уровня моря, поскольку аэропорты представляют собой «важные жизненные артерии с экономической, социальной и медицинской точек зрения».
Крупные аэропорты, как правило, хорошо защищены от наводнений. Кроме того, в их случае гораздо выше вероятность предоставления финансовой поддержки, которая будет направлена на переоборудование систем противопаводковой защиты. «В контексте глобальных затрат на инфраструктуру стоимость переоборудования защитных систем будет весьма скромной», — заявил профессор Доусон.
Наиболее уязвимыми исследователи назвали почти 1000 прибрежных аэропортов с небольшим количеством коммерческих маршрутов — до пяти. «В отдельных регионах дни некоторых аэропортов сочтены из-за высоких темпов повышения уровня моря, ограниченных экономических ресурсов или наличия места для размещения альтернативных объектов», — добавил Доусон.
20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes
20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes
Перевод Полины Шеноевой