К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Главное, чтобы шведский стол остался: как изменился отдых в Турции в 2020 году

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
В этом году россияне массово открыли для себя Бодрум и другие турецкие «места отдыха миллиардеров», в отелях появились номера-изоляторы, да и привычный all-inclusive тоже сменил облик. Forbes Life рассказывает, как пандемия и другие события 2020-го изменили отдых в Турции

Турецкое побережье стабильно привлекает туристов. С 2018-го это направление стало самым популярным  местом зарубежного отдыха россиян. А в октябре 2020 года аэропорт Антальи принял рекордное количество пассажиров, большинство которых прибыло из России. Именно Турция сейчас позволяет российским операторам оставаться на плаву, ведь стран, куда можно выехать на отдых по-прежнему мало, а ОАЭ, Египет и Мальдивы не могут составить конкуренцию Анталье и Бодруму.

Всемирная туристская организация (UNWTO) при ООН прогнозирует, что  к концу года отрасль недосчитается $1,1 млрд. Снижение турпотока в 2020 году признано «беспрецедентным». А в это время в курортных городах Турции продолжают открываться элитные рестораны, строиться отели. Россияне активно раскупают осенние туры. Как любимый регион принимает туристов во время пандемии и чем отвечают российские путешественники?

С августа по октябрь 2020 года Анталью посетили 714 008 туристов из России (статистика международного аэропорта Antalya Havalimani предоставляется туроператорам ежемесячно — Forbes Life). Спрос на туры активизировался сразу после открытия границ, а уже через две недели продажи дошли до уровня прошлого года, сообщил Forbes Life представитель туроператора «TUI Россия» (компания занимает третье место по продаже пакетных туров в Турцию для туристов из России. Сейчас, чтобы вылететь на отдых в Турцию, не требуется никаких справок и анализов, карантина тоже нет. ПЦР туристы сдают уже по возвращении домой, до получения результата необходимо самоизолироваться. Но и на отдыхе есть риск оказаться в изоляции в специальной комнате в гостинице — если у вновь прибывшего туриста обнаружат симптомы ОРВИ, гостя изолируют прямо в турецком отеле.

 

Что влияет на спрос и цены?

Чтобы раскачать спрос, сразу после открытия границ «засидевшимся» гражданам РФ отельеры предложили ощутимые скидки: «Тур до сих пор можно взять до 20% дешевле за счет того, что отели снизили цену на 40%», — объясняют в «TUI Россия». По словам оператора, сегодня в некоторых отелях мест на ближайшее время уже нет.

Если отели предложили дисконт еще в начале сезона и держат цены на низком уровне, то стоимость билетов продолжает колебаться в зависимости от новостей. Например, в августе цена бизнес-класса «Аэрофлота» в Анталью достигла 200 000 рублей за билет в один конец, что в разы выше сезонного предложения, но постепенно снизилась почти в три раза. К удивлению турагентов, «бизнес» раскупили моментально — люди с достатком выше среднего потянулись на турецкое побережье. Даже перелеты частным самолетом стали востребованными и потому дороже — на начало детских каникул арендовать джет до Антальи можно было за €55 000 — €65 000 (€35 000 в одну сторону против стандартных €18 000 за воздушное судно, вмещающее семь пассажиров).

 

Внеплановые осенние детские каникулы повторно простимулировали спрос на туры в Турцию, говорят в «TUI Россия». Около 40% туров с вылетом в длинные осенние каникулы было забронировано после публикации указа мэра Москвы. В день объявления о каникулах цена на билет бизнес-класса «Аэрофлота» до Бодрума снова скакнула с 63 000 до 202 000 рублей (400 000 рублей туда и обратно), а опция покупки за мили пропала.

А вот рост евро не сильно влияет на продажи, несмотря на то, что туротрасль в Турции привязана к этой валюте. И конфликт в Нагорном Карабахе, который может сделать отношения России и Турции напряженными, россияне как угрозу не расценивают. Как и ситуацию с Собором Святой Софии — в июле 2020-го власти Турции приняли решение, что будут использовать собор в качестве мечети и провели в ее стенах первый за 86 лет намаз. Зато, туристы реагируют на любые сообщения о коронавирусе, следят за эпидемиологической ситуацией (как в России, так и в стране пребывания), а также мерами безопасности, которые принимаются на каждом этапе путешествия, — рассказали в Anex Tour. В «TUI Россия» согласны с коллегами — например, новость о том, что по возвращении из зарубежной поездки россиянам придется самоизолироваться до получения результата анализа на COVID-19, моментально отразилась на продажах — в день объявления было много обращений с многочисленными вопросами, стоит ли в новых реалиях лететь за границу. Зато уже через день продажи восстановились.

Новейшим трендом в планировании поездок стала спонтанность принятия решения. В «TUI Россия» уточнили, что туристы эпохи пандемии чаще покупают тур не раньше, чем за одну-две недели до даты вылета. И это далеко не единственное изменение, которое 2020 год принес в отрасль.

 

Что нового в all-inclusive? 

Россияне привыкли считать отдых в Турции доступным, бюджетным вариантом. Турист, купив пакет all-inclusive, психологически воспринимает систему не как «все оплачено», а как «все бесплатно». Несколько десятилетий назад именно турецкие отельеры изобрели такую модель. Она и сделала регион эдемом шведских столов и алкоголя. В то время коммерческий риск был оправдан: нужно было массово привлекать рабочий и средний классы из Германии и Великобритании, приучать северян тратить деньги на отдых у моря. Сейчас же турецкие бизнесмены который год не знают, как отказаться от своего ноу-хау.

В прошлом году Торгово-промышленная палата курортного города Манавгата написала в Министерство туризма и культуры Турции письмо. Бизнесмены жаловались, что система плохо влияет на их бизнес: несмотря на растущее год от года количество туристов, гости не тратят деньги вне отелей — поэтому инфраструктура плохо развивается, а провинциальные жители не извлекают прибыль. В марте, реагируя на вызовы пандемии, турецкие отельеры все-таки объявили об отмене шведских столов: решено было оставить завтрак, а на остальные приемы пищи отправлять гостей в города и деревушки. Опросы молниеносно зафиксировали драматическое падение интереса к региону. Ни экоотдых в виде прогулки по исторической тропе, ни мегаскидки, ни другие маркетинговые предложения и гарантии безопасности не оказали эффекта. Российские операторы бросились уговаривать турецких коллег не трогать «классику» — и победили. Однако изменения все-таки произошли: по требованиям безопасности накладывать еду в ресторанах отеля теперь должны официанты. Что касается обслуживания в номерах, то заказы теперь доставляют на одноразовой посуде и только до двери комнаты. В доставке клиент найдет пакет, куда после ужина самостоятельно должен будет сложить мусор.

В гостиницах сейчас действует «инструкция по защите и реагированию на пандемию». Кроме стандартных рекомендаций (держать дистанцию и носить маски), обслуживающему персоналу запрещено «пожимать руки, обниматься, целоваться и приветствовать друг друга любым иным способом, предполагающим контакт». За этим следят особенно строго, поскольку в силу специфики региона горячие приветствия здесь распространены.

Детские клубы доступны, но работают аниматоры только на открытых пространствах. Скорее всего, в непогоду часы работы будут корректироваться. А спортивные залы и бассейны, в отличие от некоторых российских, функционируют без изменений и справок.

Страховка и номер-изолятор

Десятилетиями туристы воспринимали обязательную оплату медицинской страховки как обременение. В 2020-м она превратилась в один из самых частых запросов от выезжающих за рубеж. Страховые компании предлагают расширенную COVID-опцию, а турагенты могут за дополнительную плату прогарантировать немедленный возврат денег в случае отмены тура из-за диагностированного коронавируса.

 

Недавно турецкие власти признались, что система подсчета случаев заболевания COVID-19 в стране не идеальна (в сентябре-октябре количество выявленных инфицированных за день в среднем составляет 1600 человек). Тем не менее, операторы, работающие с российскими туристами, ориентируются на официальные данные. По словам представителя МИД Марии Захаровой, на конец прошлой недели в турецких больницах было 50 россиян (для сравнения, в среднем за неделю в страну прилетает 30 000 наших сограждан).

«Просто все хорошо организовано», — объясняют в «TUI Россия» низкую заболеваемость туристов в Турции. В аэропорту прибывшим  измеряют температуру. Если у соседа по креслу в самолете обнаружен вирус, то туриста информируют и бесплатно тестируют. Если человек все-таки заболел и переносит вирус практически бессимптомно — его изолируют в специальный номер в том же отеле. Все расходы по содержанию туриста (при наличии страховки) берет на себя принимающая сторона. У персонала четко прописаны инструкции по уходу за туристами на карантине. Например, горничная должна выключить кондиционер, едва лишь открыв дверь комнаты, а больного попросить выйти на балкон. Постельное белье и полотенца опечатываются и направляются на специальную обработку.

Больше туристов в местах отдыха миллионеров 

Теперь улететь регулярным рейсом можно не только в Анталью, но и в Бодрум, и Даламан. Эгейский регион считается элитным, это побережье популярно среди европейских туристов. Здесь можно встретить турецких политиков, спортсменов, местных и российских миллиардеров. Именно тут расположен «город яхт», место, куда приходят суда стоимостью в сотни миллионов долларов. В прошлом году Bloomberg назвал Бодрум одной из лучших точек для путешествия. В это время там отдыхали президент Украины с семьей и норвежская принцесса Марта Луиза. А в 2020-м регион вошел в топ направлений для путешествий журнала Architectual Digest.

Как правило, квот на туристов из России (количества пакетных предложений от туроператоров — Forbes Life) в Бодрум почти не остается, мы довольствуемся Антальей. Но в 2020 году получилось воспользоваться оттоком немцев и англичан (недавно Турция окончательно закрылась для последних). Обеспеченные россияне и уставшие от Анталийского берега завсегдатаи с удовольствием открыли для себя новые города.  «Как показывает статистика последних лет, курорты Эгейского побережья становятся все более популярными у российских граждан», — подтверждают тренд в Anex Tour.

 

У англоязычных хайнетов есть полунасмешливый глагол to summer (от summer — лето), обозначающий «провести лето». Дословный перевод — «летовать». Изначально так говорили о времени «Великого Гетсби», описывая времяпрепровождение манхэттенской элиты в прибрежном Хэмптонсе. С недавних пор появился русский эквивалент термина — «дачевать». Прячась от вируса, многие богатые люди предпочитают «дачевать» на яхтах. 163-метровая яхта Eclipse Романа Абрамовича была замечена в Бодруме, недалеко от судна коллеги по «Евразхолдингу» Александра Абрамова. Также сообщается, летом и осенью в той же локации находились яхты Андрея Скотча и Леонида Михельсона.

 Самоизолироваться на вилле 

Обеспеченные россияне, которые не приходят на собственных или арендованных яхтах, предпочитают жить на виллах. Этот вид отдыха был интересен семьям с детьми и в «мирное время». Обычно виллы бронируются задолго до начала сезона и сразу на длительный период – в среднем от трех недель до двух месяцев. Логично предположить, что спрос повысится еще больше: иметь отдельный дом, особенно без потери отельной инфраструктуры, выглядит естественным решением вопроса социального дистанцирования. Так уже произошло весной в Подмосковье — горожане предпочли снять отдельные дома и дачи, чтобы быть на комфортном расстоянии. Из-за вируса появляется все больше желающих сменить людные корпуса на камерные отели в изолированных бухтах. Несмотря на то, что Турция сумела по-новому раскрыться в 2020 году, участники рынка прогнозируют: планировать турпоток и прибыль можно будет лишь с появлением вакцины от коронавируса. Турецкая вакцина в данный момент проходит первую стадию испытаний.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+