Итоги ММКФ-2020: разочарования и настоящие жемчужины программы фестиваля
Конкурс ММКФ — всегда очень спорная территория. В ключевую программу обычно отбирают дебютантов из Польши, Чехии, Македонии, а также стран СНГ, за редким исключением туда попадают американские, французские и итальянские картины. Плюс — обязательно один-два фильма, снятых нашими режиссерами, которые, как правило, выгодно отличаются на фоне своих зарубежных коллег и обязательно уходят с какими-то призами.
В этом году список конкурсантов был беспрецедентно патриотичный: пять фильмов из основного конкурса и четыре из документального были сняты в России, либо в копродукции с Россией. Среди них — новые работы Тодоровского, Кончаловского и Дебижева. Что не удивительно, российская же картина получила в этом году главный приз — «Андрея Зайцева, крайнене мрачная и тревожная хроника жизни умирающего Ленинграда под бомбежками нацистских войск. Он действительно смотрелся более выигрышно, чем остальные картины. «Гипноз» Валерия Тодоровского оказался совершенной пустышкой (неудивительно, что пролетел мимо «Кинотавра» — кажется, журналистам показали версию с рабочим звуком), а спродюсированная Александром Роднянским азербайджанская «Дочь рыбака» предстала вылизанным «фестивальным» фильмом, в котором ни глазу, ни чувствам зацепиться особо не за что».
Цензура
Кстати, «Врата в рай», другая азербайджанская картина из внеконкурсной программы «Вокруг света», в которой речь идет о журналисте, приехавшем в Нагорный Карабах во время конфликта Азербайджана с Арменией в 2016 году, в последний момент была исключена, что вызвало негодование не только со стороны представителей обеих стран, но и среди прессы. «Считаю, что ленту следовало бы вернуть… а организаторам желаю найти в себе сил и мужества признаться в самоцензуре», — написал у себя на странице в Facebook редактор раздела «Культура» Lenta.ru Тимур Алиев. Справедливости ради, подобная самоцензура — не редкость на крупных кинофестивалях: на прошлогоднем Берлинале из основного конкурса исключили фильм «Тень» Чжана Имоу, который не прошел цензуру у себя на родине, а организаторы не решились ругаться с правительством страны — крупнейшего кинорынка мира.
Основной конкурс
Основной конкурс ММКФ в этом году откровенно расстроил. Есть, конечно, картины, которые смогли удивить — например, тонкая танцевальная драма «Хильда» из Британии, за которую исполнительница главной роли Меган Первис заслуженно получила актерскую награду. Были и неприятные сюрпризы — самый большой, наверное, от знаменитого корейского режиссера Кима Ки Дука, представившего на ММКФ свой казахский дебют «Растворяться». С середины просмотра этой лубочной картины, будто снятой вчерашним студентом, а не мастером-участником мировых киносмотров, люди уходили целыми группами. К сожалению, включение в конкурс фильма такого уровня — худший маркер для кинофестиваля, который намекает, что основную программу собирали по принципу «я его слепила из того, что было».
Лучшие фильмы
Зато в других программах нашлось немало жемчужин. Например, красивейшая драма «Сезон дождей» Энтони Чэня, лауреата «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля. Это легкая и мастерски сделанная картина об учительнице китайского, которую не удовлетворяет ее семейная жизнь. Она заводит платонический (почти) роман со своим учеником на фоне массовых беспорядков в Сингапуре. Это не «Лолита» наоборот, как можно было бы подумать, а скорее кино о дружбе и светоче души — на манер «Умницы Уилла Хантинга» Гаса Ван Сента.
Порадовала новая экранизация романа Альфреда Деблина «Берлин, Александерплац», где действие перенесено в наше время. Несмотря на некоторые вынужденные упрощения (все-таки режиссеру версии 1980 года Райнеру Вернеру Фассбиндеру понадобилось аж 16 часов, чтобы уложить монументальную книжную основу в экранный формат), фильм Бурхана Курбани стильно выглядит и смотрится крайне актуально. Эдакий сильно сжатый для большей эффектности «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна.
Еще один однозначный must see (не на ММКФ, так где-нибудь еще) — трагикомедия «Позвони маме!» Лизы Ашан, шведки, ранее получившей главный приз Гетеборгского фестиваля (крупнейшего в Швеции) за фильм «Обезьянки». Ее новая картина — негласное продолжение главного хита, местами уморительный, местами крайне грустный фильм о не взрослеющей 35-летней девушке, которая предается промискуитету и дерзит больной маме. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть об очевидных хитах — мексиканской антиутопии «Новый порядок», которая будто продолжает одновременно сюжеты «Паразитов» и «Джокера»; алкогольной драмеди Томаса Винтерберга «Еще по одной», где Мадс Миккельсен и друзья упоенно хлещут спиртное во имя здоровья; и пронзительной драме о холокосте «Уроки фарси» нашего человека в Голливуде Вадима Перельмана. Все это картины, которые однозначно стоят внимания и с вероятностью в 99% доберутся до нашего проката.
Итоги
Каким получился ММКФ-2020? Тихим, немноголюдным, скромным. Чуть беднее, чем обычно, во всем, кроме фильмов — тут (за исключением слегка беззубого конкурса) было, что посмотреть. Можно сказать, что ММКФ как был, так и остается уютным, «домашним» фестивалем для россиян и малочисленных зарубежных гостей, на котором, несмотря на извечные огрехи — от слабой организации до не всегда выразительной программы — всегда есть, чем заняться киноману.