«Экономический кризис сделал нас всех очень острожными»: зачем американский миллионер Гленн Стернс участвует в реалити-шоу
Согласно биографии на официальном сайте Гленна Стернса, он основал одноименный ипотечный фонд в 1989 году в возрасте 25 лет. Там же рассказывается вдохновляющая история о том, как он выбрался из пригорода Вашингтона, полного преступности и наркотиков, и стал успешным предпринимателем. По данным Forbes, выручка Stearns Lending в 2014 финансовом году составила $522 млн. В августе 2015 года Blackstone Group, крупнейшая в мире частная инвестиционная компания, приобрела 70% акций Stearns Holdings за нераскрытую сумму. Forbes оценил компанию в $545 млн на момент приобретения. Но четыре года спустя, в июле 2019 года, Stearns Holdings объявил о банкротстве. На данный момент издание оценивает личное состояние Стернса в $500 млн.
Но широкую известность Гленн Стернс обрел не благодаря бизнесу, а когда объявил о своем участии в реалити-шоу «Миллиардер под прикрытием» на телеканале Discovery, показ которого стартует с 6 октября по воскресеньям. В рамках проекта, имея всего $100 долларов в кармане, за 90 дней Стернс попытается построить новый бизнес, придумав идею и собрав команду, которая поможет ее реализовать. Как сообщается в анонсе шоу, герой откажется от своего богатства, связей, знакомств и придумает псевдоним, чтобы никто не догадался о его состоянии. Через 90 дней тайна раскроется, и тогда Стернс поделится главный призом с лучшими участниками его бизнес-команды — они получат долю в его компании и ключевую роль в ее управлении. Накануне выхода реалити на экраны мы поговорили с бизнесменом о том, зачем он ввязался в такую авантюру.
Как вы считаете, если бы вы родились в более благополучной семье, достигли бы того же, чем можете гордиться сейчас?
Иногда трудная жизнь и детство в непростых условиях заставляет людей перейти на темную сторону, и в итоге все катится под откос. А иногда это делает их сильнее. И я абсолютно уверен, что своим успехом отчасти обязан среде, в которой вырос. Жизнь у меня была не из легких. У меня родился ребенок, когда мне самому было 14, в четвертом классе меня выгнали из школы, родители были алкоголиками ― все это заставило меня взять жизнь в свои в руки. Главное помнить, что достичь большего можно, если не принимать все близко к сердцу. Но у тех, кого постоянно опекают, порой нет подобной роскоши, а поэтому ― и уверенности в завтрашнем дне. Вот почему я считаю, что сегодня детям нужно привыкать к трудностям с самого раннего возраста: их не нужно от всего подряд защищать. Пусть падают, только так и можно научиться вставать.
Давайте поговорим о вашем деловом подходе. Вы пережили кризис 2008 года, как вы сами говорите, благодаря тому, что ставите людей в больший приоритет, чем доход. Именно об этом все чаще говорят во многих компаниях. Люди были для вас приоритетом с самого начала предпринимательской деятельности? Актуально ли это для вас и по сей день?
Разумеется. Я всегда использовал выражение «лидерская служба», обращая внимание на тот факт, что это я работаю на своих подчиненных. По сути, они готовы посвятить чему-то всю свою карьеру, заняться делом, которое начал я. За это я им безмерно благодарен. Кого, как не людей, работающих со мной каждый день, нужно спрашивать об их мнении и предлагать сделать их жизнь лучше, благодарить их за добросовестный труд? Чаще говорите мне, что вам нужно, и я упрощу вам жизнь, а компанию сделаю сильнее. Если вы скромно ведете своих сотрудников вперед и верите, что люди по природе своей добры, то этим самым даете им шанс изменить что-то к лучшему и принять решение самостоятельно. Но иногда они допускают ошибки, а вы двигаетесь дальше и выносите из этого ценный урок. Особенно это касается нас. Думаю, что в случае с финансовым кризисом был определенный момент, когда из пожара бежали все, страх охватил каждого. Помню, как я тогда думал обо всех тех замечательных людях, которых остальные бросили. Вряд ли у меня предвидится еще одна возможность привлечь в компанию таких прекрасных сотрудников.
В ноябре 2007 года я открыл в разных штатах пять центров, переделанных из закрытых офисов других фирм. А потом в 2008-м открылись еще пять больших центров, затем ― по 40-50 человек на центр. Так мы понемногу открывали новые офисы с отличными работниками. В 2009 мы открыли около 100 новых офисов. Иногда нужно бежать в самое пекло, пока остальные бегут из него, но бегут они совсем от другого. Это, как стадный инстинкт: все несутся друг за другом без видимой причины. Я всегда искал новые возможности, потому что научился этому еще мальчишкой, когда стал отцом в 14 лет. Тогда мне казалось, что ничего хуже быть не может. Но оказалось совсем иначе: это стало лучшим опытом в моей жизни. Так начинаешь искать положительные моменты и причины, по которым все сложится, а когда разум сосредотачивается на них, а не на страхе, можно много достичь и сделать.
Думаете ли вы, что после двух крупных кризисов мир стал добрее и разумнее?
Думаю, не стал. Скорее даже более подозрительным и осторожным, но, возможно, у меня сложилось такое впечатление из-за регуляций, которые начинают еще больше контролировать мою жизнь. Поэтому я не вижу в бизнесе доброй стороны, я вижу только осторожность и осмотрительность, которые очень сильно выросли в масштабах, потому что зачастую люди хотят перестраховаться. Маятник все время качается: вот все спокойно, но не успеешь оглянуться, а контролирующие органы уже осадили со всех сторон. В прошлом году маятник немного откачнулся, и бизнесу теперь снова стало проще достичь процветания.
Ваш стиль жизни как-то изменился за эти годы, начиная с 2012-го?
Когда я только начинал свое дело, то инвестировал весь свой доход обратно в компанию. А потом в 2012-м, когда я продал бизнес, я наконец смог немного отдохнуть и пожить совсем по-другому. Я не управлял никаким предприятием много лет и мог свободно путешествовать по миру и заниматься тем, о чем всегда мечтал. И я сосредоточился на семье.
Как по-вашему, станут ли теперь все миллиардерами, узнав ваши секреты из шоу «Миллиардер под прикрытием»?
Я думаю, что мои секреты настолько очевидны и просты, что зрители просто отмахнутся, мол, мы и так это знали. Но дело в том, что они не применяют это знание на практике. Этим нужно жить, нужно лишь воспользоваться шансом. Я часто думаю о своей жизни, о том, что у меня был рак. Болезнь стала для меня стимулом к ясному осознанию — совсем неважно, сколько у меня денег, неважно, насколько я влиятелен, ведь жизнь так коротка! Внезапно мне захотелось сделать так, чтобы в жизни больше не о чем было жалеть. И поэтому главным для меня стало воспользоваться имеющимися возможностями. Когда мы молоды, то рискуем, потому что нечего терять. Но с возрастом мы решаемся на авантюры реже и становимся более консервативными, потому что уже есть что терять. По-моему, это неправильно. Мы должны сохранять молодость духа, идти за мечтой и гордиться своими достижениями и опытом. Если вы поступаете именно так, то совсем необязательно гнаться за миллионами и миллиардами. Некоторым достаточно получить повышение по работе или просто выйти из зоны комфорта ― и уже гордишься собой.
Но вы же будете делиться своим опытом, знаниями, потому что цель — зарабатывать деньги с начальным капиталом $100, верно?
Да, цель состоит в этом. И мы расскажем каждый секрет, как вы это назвали, сохранив при этом соревновательный дух. Люди всегда боятся соперничества и думают, что они недостаточно сильны. Я всегда советую познакомиться с соперниками, принять их, подружиться с ними, и тогда вы чему-то научитесь и вместе с ними станете лучше. Однако зачастую многие думают, что соперников нужно одолеть, ничего им не рассказывать, но в этом случае, как мне кажется, вы многое упустите. Здесь нет ничего сложного, хотя люди общаться с противниками почему-то боятся. Это лишь один случай, но есть много-много других.
К примеру, важно понимать, что «нет» ― лишь начало разговора, а не его конец. Если воспринимать такой ответ как начало следующей фразы, то становится уже не настолько страшно. Дело в том, что людям гораздо проще говорить «нет». А теперь задача заключается в том, чтобы переубедить их и заставить сказать «да». При таком подходе не чувствуешь себя, как в ловушке. И таких, казалось бы незначительных, аспектов очень много. Люди знают о них, но из-за какого-то страха не хотят ими руководствоваться.
Есть мнение, что количество принимаемых каждый день решений заставляет больших бизнесменов чувствовать себя опустошенными, а хоть какие-то эмоции помогает испытывать публичная жизнь. У вас так же?
Да, скорее всего. Однажды я обедал со своим хорошим другом. Вы о нем, наверное, слышали, его зовут Томас Бун Пикенс. Я был у него в гостях и говорю: «Бун, сначала ты был миллиардером, а потом разорился. А затем вновь стал миллиардером, но опять все потерял. Сейчас ты снова миллиардер. Почему у тебя так происходит?» Его ответ был крайне осмысленным: «Сынок, я просто люблю быть в игре». Если посмотреть на жизнь с этой стороны, будто это лишь игра, если не поклоняться деньгам, то от игры, от всего происходящего начинаешь получать удовольствие, и, разумеется, смотришь на это не так, как люди, ставящие во главу всего доллар. По-моему, измерять жизнь деньгами неправильно. Так, Бун дал мне отличный совет, сам того не зная. Это просто игра.
Какой в вашей жизни был самый безумный поступок?
Самый безумный? Думаю, самой бесшабашной моей идеей стало участие в этом шоу. Я построил весь свой бизнес сам и заработал на этом хорошую репутацию. А ею я горжусь. И тут я оказываюсь в этом шоу. О чем я вообще думал? Зачем мне было ставить на карту собственную репутацию? Чтобы весь мир подумал, будто я чокнулся? Чтобы потерпеть провал на виду у всех? Частенько казалось, что я загнал себя в ловушку и выхода нет. За мной наблюдали другие, и я жалел о том, что вообще в это ввязался. Страх глубоко засел у меня в голове. Когда я задумывался об этом, то понимал, что нужно отвлечься и пораскинуть мозгами. Здесь главное — начать поиск возможных решений, вот и все. И если я прихожу к какому-то выводу, то радуюсь, даже если не могу найти решения. Поэтому я горжусь этим шоу. Оно не всегда шло так, как планировалось, но такова жизнь, она всегда вносит свои коррективы. И да, наверное, это шоу действительно мое самое безумное приключение.
Расскажите, как изменилась американская мечта сегодня, в XXI веке.
Мне кажется в последнее время часто говорят, будто американской мечты больше нет, будто мы уже не можем делать то, что могли раньше. Я в это совсем не верю. Я хотел доказать, что если вы окружаете себя хорошими людьми и знаете, чего хотите, держите слово, принимаете своих соперников и если работаете усерднее остальных, то вы в итоге достигнете своих целей. Вам это под силу: в США можно жить так, как не получится во многих других странах. Вот почему я решил взяться за это шоу. Я хотел показать людям одно: чтобы мечта сбылась, необязательно иметь кучу денег и связей. Надеюсь, что благодаря моему шоу все поймут, что американская мечта жива как никогда.
Перевод Антона Бундина