Они возвращаются: как рисунки вытесняют фотографию в рекламе и в журналах
Сейчас к услугам иллюстраторов обращаются глянцевые журналы, Dior приглашает их в свои рекламные кампании. Преимущество рисунка очевидно: он сразу захватывает внимание зрителя. Создатель фестиваля Анастасия Андреева рассказывает, почему модная иллюстрация скоро победит фотографию.
С чего все началось
Прообразами иллюстрации моды были гравюры, на которых изображали придворных дам и их кавалеров-модников XV века. Тогда же появились книги о костюме и моде. Одним из самых известных авторов был двоюродный брат Тициана — Чезаре Вечеллио, собравший в своей книге 420 гравюр, иллюстрирующих европейскую и восточную моду. Позже чех Вацлав Холлар создал в Лондоне 2740 гравюр, среди которых — изображения женских костюмов. Уже в 1679 году в Лионе стали издавать первый журнал Le Mercure Galant, который вручную украшали французские художники. В девятнадцатом веке одним из самых известных художников моды был Джованни Болдини, реалистично изображавший томных пышногрудых девушек.
Но своего расцвета иллюстрация моды достигла в начале XX века, когда мода превратилась в индустрию. Для продвижения своего бизнеса в рекламных целях модельер Поль Пуаре нанял Поля Ириба, который в рекламных целях рисовал эскизы будущих нарядов. Реклама оказалась настолько удачной, что Пуаре расширил свое сотрудничество с иллюстраторами, пригласив графика, скульптора, сценографа Эрте (Романа Тыртова), иммигранта из Санкт-Петербурга. Работы Эрте настолько интересно решены композиционно, что их можно рассматривать часами, — благодаря его иллюстрациям-отчетам о жизни на Лазурном Берегу американский журнал Harper’s Bazaar, например, пережил свой звездный час.
А костюмы Льва Бакста для балетов дягилевской антрепризы, показанных в Париже, изменили моду во французской столице. Все дамы захотели костюмы в ориентальном стиле, в цветах «Клеопатры» и «Шахерезады». Бакста срочно привлек к работе над своими платьями Поль Пуаре, художник сочинял наряды для Иды Рубинштейн и маркизы Казатти.
Вообще история иллюстрации моды — это иллюстрация отношения к женскому телу. Если в девятнадцатом веке рисуют пышногрудых девиц, то в эпоху Гэтсби иллюстраторы стараются спрятать грудь, сделать силуэт узким и вытянутым, накрасить моделям глаза и губы.
Позже, в 1940-е годы, на пьедестале заслуженно оказывается Рене Грюо, долгие годы работавший с Christian Dior. Если посмотреть на его женщин, то они невероятно красивые, сексуальные, женственные, как и new look, мода того времени. Позы моделей на рисунках Грюо до сих пор заимствуют иллюстраторы и фотографы. Еще одна безусловная легенда модной иллюстрации — Сальвадор Дали, работавший для Vogue, Harper’s Bazaar и Playboy.
К 1950-1960-м иллюстрация уже активно используется в рекламе известных брендов, в том числе и таких популярных, как Coca-Cola, которая к своему 125-летию выпустила книгу фотографий рекламных кампаний.
Что случилось с иллюстрацией моды за 50 лет
В 1970-1980-е годы одним из самых известных иллюстраторов был Антонио Лопес. Год назад в прокат вышел документальный фильм о Лопесе «Секс, мода, диско». Все отзвуки времени отражены в его драйвовых работах. Антонио работал с акварелью, тушью, углем, иногда включая фотографии, сделанные на Polaroid.
Кстати, с появлением цифровой фотографии иллюстрация отходит на второй план, но уже в 2010 году возвращается. Художники утрируют пропорции: короткое тело, длинные ноги.
Лола Дюпре, Андреа Робеску, Ричард Хайнс — имена современных авторов. Но главный властелин трона — Дэвид Даунтон. Впечатляет его подход: свои рисунки Дэвид создает с натуры, модели часами позируют ему в мастерской. Поэтому образы Даунтона узнаваемы.
Как обстоят дела с фешен-иллюстрацией в России
Сегодня яркий представитель фешен-иллюстрации в России — Алена Лавдовская, которая долгое время работала в креативном отделе ЦУМа. С Harper’s Bazaar активно сотрудничал Александр Рощин: в 2016 году Harper's Bazaar выпустил полностью иллюстрированный номер, посвященный двадцатилетию российской версии.
Пока в России не так много площадок, где может развернуться иллюстратор моды. Поэтому, например, Алена Лавдовская совмещает две профессии. А вот американка Блэр Бартенштайн может себе позволить заниматься только этим: у нее огромное количество заказов от домов моды, журналов, спортивных магазинов.
Кстати, о Блэр. Она в достаточно юном возрасте начала сотрудничать с Chanel, Prada, Oscar de la Renta, Harper’s Bazaar, Vogue, Tatler, Glamour, Vanity Fair, Allure. Работы Блэр говорят, что все должно строиться на эмоциях, на некой недосказанности, давать место фантазии. То же самое у Элен Баллок — иллюстрации дарят экспрессию, что особенно важно в нашей профессии. И ценится такими брендами, как Christian Dior, Louis Vuitton, Ralph Lauren, Liberty, Sunday Times Style Magazine, GQ Style.
Элен и Блэр привлек необычный формат нашего мероприятия: это большое событие не только для России, но и всего арт-сообщества. Так, в одном месте встречаются абсолютно разные художники, объединенные высоким уровнем мастерства. Кстати, Блэр впервые в жизни проведет свой мастер-класс именно у нас в Москве, а позже в академии ARTLIFE появится ее первый и единственный обучающий онлайн-контент, чем я горжусь.
Современные технологии в fashion-иллюстрации
Сейчас разработана масса программ, которые помогают подкорректировать, а иногда и полностью нарисовать: от привычных Photoshop и Illustator до планшетов Apple IPAD Pro со множеством кистей, фломастеров и других инструментов. У каждого художника своя техника: кто-то сначала делает наброски на бумаге, а потом пропускает изображение через программу, дорабатывает уже с помощью компьютера. Благодаря IT появилась иллюстрация в динамичном формате: она шевелится, движется, в общем, оживает. Особенно популярен цифровой минимализм, который не требует детализации. Так, с помощью Photoshop можно сделать иллюстрацию для небольших рекламных форматов, где не считываются детали. Теперь не нужны дорогостоящие материалы: достаточно компьютера с нужной программой. И в то же время на рынке есть такие художники, как Блэр, которые работают только с бумагой, безо всяких программ.
Именно магия ручного труда, индивидуальность и неповторимость рисунков гарантируют иллюстрации моды вечную жизнь. Возрастающий интерес к фешен-иллюстрации можно заметить в современных рекламных кампаниях. Все бренды хотят, чтобы у бренда был свой голос, чтобы он настраивал на определенную волну, вызывал эмоции.