Приземленный эскапизм: почему самым популярным российским приложением стала игра про сады и скамейки
Если бы меня попросили угадать самое популярное приложение среди россиян, то я, как человек, уехавший из страны 10 лет назад, но при этом поддерживающий с ней очень близкие связи, сказала бы: «Конечно, Инстаграм или Фейсбук. На втором месте — Тиндер». И у этого предположения есть основания, которые подтверждает статистика: по данным аналитической компании App Annie, 2018 год стал рекордным по продажам приложений через iOS и Google Play. Самыми популярными приложениями стали: Facebook Messenger, Facebook, WhatsApp Messenger, Tik Tok, Instagram, UC Browser, SHAREit, Snapchat, Netflix и Vigo Video. Самыми популярными в прошлом году стали ролики социального видео и игры с простыми правилами, в которые можно сразу же играть. Лучшими играми признаны: Helix Jump, Subway Surfers, PUBG MOBILE, Free Fire, Love Balls, Rise Up, Candy Crush Saga, Happy Glass, Sniper 3D Assassin и Kick the Buddy. Общий объем покупок превысил $76 млрд, что на 20% больше объемов за 2017 год. Всего игры и приложения скачали 113 млрд раз, а пользовали стали на 10% активнее, писал американский Forbes.
Но совершенно иначе выглядит российский рейтинг приложений, где россияне проводят больше всего времени. Лидером оказалась не социальная сеть, не приложение для знакомств и даже не чат. Первое место забрал себе Gardenscapes, мобильная игра от компании Playrix. А на втором месте ее сиквел — игра Homescapes, где российские пользователи проводят в среднем 41 минуту в день. Ежемесячная активная аудитория игр: 1,55 млн человек — у Gardenscapes и 1,56 млн — у Homescapes.
Чтобы лучше понять современного россиянина, я тут же загрузила себе это приложение. Меня поприветствовал дворецкий Остин, который сообщил о том, что мне в наследство достался роскошный дом с садом, который нужно привести в порядок. Собственно, игра состоит из того, чтобы совершать действия, улучшающие вид сада. Но для того, чтобы поставить скамейки или убрать листья, нужно решать несложные головоломки. У меня не было 46 минут, как у людей из рейтинга, чтобы заняться возделыванием виртуального сада, но за четыре минуты игра мне показалась довольно незамысловатой (допускаю, что она может стать сложнее в процессе). А еще я сразу узнала этот интерфейс — его довольно часто можно видеть и у пассажиров Лондонского метро после окончания рабочего дня. То есть интерес к виртуальному саду явно выходит за пределы России.
Чем же так заманчиво это приложение и его младший брат Homescapes, занявший второе место в рейтинге?
Главный ответ содержится в названии: основная черта этих двух приложений — эскапизм, который они дарят. Красочная картинка, шикарный дом с садом, услужливый дворецкий, который «больше всего на свете любит чинить и убирать», — кто не мечтает о таком? Пользователь делает несложные вещи — и вот сад растет на глазах. Нейронаука знает, что мозг «обманываться рад», и если в жизни нет реального сада и бодрого дворецкого, то взращивание виртуального сада вполне может дать мозгу ту дозу дофамина, которая возникает при совершении или достижении чего-либо. Дофамин — гормон удовлетворения, который сигнализирует «я это сделал, у меня получилось» и дарит человеку ощущение вознаграждения от содеянного. Это ощущение всегда субъективно, поэтому виртуальный сад вполне может этот гормон активизировать и, как показывает рейтинг, весьма успешно.
Небезынтересно также перемещение соцсетей на более низкие строки этого хитпарада. Ведь еще совсем недавно в создании искусственной «дофаминовой капельницы» обвиняли именно их, когда ожидание лайка считалось чуть ли не новой психологической зависимостью. Видимо, мы прошли какой-то рубеж, когда при всех плюсах соцсетей люди все чаще начинают на себе ощущать и их негативное влияние. Среди этих симптомов — напряженные информационные войны, искаженные факты, противостояние по незначительным поводам со значимыми для нас людьми, комплекс неполноценности от постоянного сравнения с другими, невозможность контролировать свое время и количество затрачиваемой ментальной и эмоциональной энергии, которые поглощаются соцсетями.
Видимо, функция эскапизма, которую последние 10 лет с успехом выполняли соцсети, начинает перетекать в приложения, где нет новостей, частных и не всегда тактично выраженных мнений тысяч незнакомых людей, а также малорелевантного контента, зато есть виртуальный дом с садом и работящий улыбчивый Остин, который предлагает выбрать краску для забора.
Но в чем россияне не подвели, так это в подтверждении репутации читающей нации. На том месте рейтинга, где у англичан Netflix, в России — приложение для чтения, а всего их в топ-10 целых два. Это весьма жизнеутверждающий результат и самый качественный эскапизм. С этим мы согласны уже несколько веков.