К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Приземленный эскапизм: почему самым популярным российским приложением стала игра про сады и скамейки

Скриншот из игры "Gardenscapes"
Скриншот из игры "Gardenscapes"
На прошлой неделе Forbes опубликовал рейтинг мобильных приложений, где россияне проводят больше всего времени, — и на первом месте оказалась (46 минут в день) игра Gardenscapes, где надо высаживать сад и расставлять скамейки. Forbes Life попросил коуча и эксперта по поведению людей в цифровом пространстве Наталью Кузнецову-Райс рассказать, почему русских так тянет к «онлайн-земле»

Если бы меня попросили угадать самое популярное приложение среди россиян, то я, как человек, уехавший из страны 10 лет назад, но при этом поддерживающий с ней очень близкие связи, сказала бы: «Конечно, Инстаграм или Фейсбук. На втором месте — Тиндер». И у этого предположения есть основания, которые подтверждает статистика: по данным аналитической компании App Annie, 2018 год стал рекордным по продажам приложений через iOS и Google Play. Самыми популярными приложениями стали: Facebook Messenger, Facebook, WhatsApp Messenger, Tik Tok, Instagram, UC Browser, SHAREit, Snapchat, Netflix и Vigo Video. Самыми популярными в прошлом году стали ролики социального видео и игры с простыми правилами, в которые можно сразу же играть. Лучшими играми признаны: Helix Jump, Subway Surfers, PUBG MOBILE, Free Fire, Love Balls, Rise Up, Candy Crush Saga, Happy Glass, Sniper 3D Assassin и Kick the Buddy. Общий объем покупок превысил $76 млрд, что на 20% больше объемов за 2017 год. Всего игры и приложения скачали 113 млрд раз, а пользовали стали на 10% активнее, писал американский Forbes.

Но совершенно иначе выглядит российский рейтинг приложений, где россияне проводят больше всего времени. Лидером оказалась не социальная сеть, не приложение для знакомств и даже не чат. Первое место забрал себе Gardenscapes, мобильная игра от компании Playrix. А на втором месте ее сиквел — игра Homescapes, где российские пользователи проводят в среднем 41 минуту в день. Ежемесячная активная аудитория игр: 1,55 млн человек — у Gardenscapes и 1,56 млн — у Homescapes.

Чтобы лучше понять современного россиянина, я тут же загрузила себе это приложение. Меня поприветствовал дворецкий Остин, который сообщил о том, что мне в наследство достался роскошный дом с садом, который нужно привести в порядок. Собственно, игра состоит из того, чтобы совершать действия, улучшающие вид сада. Но для того, чтобы поставить скамейки или убрать листья, нужно решать несложные головоломки. У меня не было 46 минут, как у людей из рейтинга, чтобы заняться возделыванием виртуального сада, но за четыре минуты игра мне показалась довольно незамысловатой (допускаю, что она может стать сложнее в процессе). А еще я сразу узнала этот интерфейс — его довольно часто можно видеть и у пассажиров Лондонского метро после окончания рабочего дня. То есть интерес к виртуальному саду явно выходит за пределы России.

 

Чем же так заманчиво это приложение и его младший брат Homescapes, занявший второе место в рейтинге?

Главный ответ содержится в названии: основная черта этих двух приложений — эскапизм, который они дарят. Красочная картинка, шикарный дом с садом, услужливый дворецкий, который «больше всего на свете любит чинить и убирать», — кто не мечтает о таком? Пользователь делает несложные вещи — и вот сад растет на глазах. Нейронаука знает, что мозг «обманываться рад», и если в жизни нет реального сада и бодрого дворецкого, то взращивание виртуального сада вполне может дать мозгу ту дозу дофамина, которая возникает при совершении или достижении чего-либо. Дофамин — гормон удовлетворения, который сигнализирует «я это сделал, у меня получилось» и дарит человеку ощущение вознаграждения от содеянного. Это ощущение всегда субъективно, поэтому виртуальный сад вполне может этот гормон активизировать и, как показывает рейтинг, весьма успешно.

 
«Функция эскапизма, которую последние 10 лет с успехом выполняли соцсети, начинает перетекать в приложения, где нет новостей»

Небезынтересно также перемещение соцсетей на более низкие строки этого хитпарада. Ведь еще совсем недавно в создании искусственной «дофаминовой капельницы» обвиняли именно их, когда ожидание лайка считалось чуть ли не новой психологической зависимостью. Видимо, мы прошли какой-то рубеж, когда при всех плюсах соцсетей люди все чаще начинают на себе ощущать и их негативное влияние. Среди этих симптомов — напряженные информационные войны, искаженные факты, противостояние по незначительным поводам со значимыми для нас людьми, комплекс неполноценности от постоянного сравнения с другими, невозможность контролировать свое время и количество затрачиваемой ментальной и эмоциональной энергии, которые поглощаются соцсетями.

Видимо, функция эскапизма, которую последние 10 лет с успехом выполняли соцсети, начинает перетекать в приложения, где нет новостей, частных и не всегда тактично выраженных мнений тысяч незнакомых людей, а также малорелевантного контента, зато есть виртуальный дом с садом и работящий улыбчивый Остин, который предлагает выбрать краску для забора.

Но в чем россияне не подвели, так это в подтверждении репутации читающей нации. На том месте рейтинга, где у англичан Netflix, в России — приложение для чтения, а всего их в топ-10 целых два. Это весьма жизнеутверждающий результат и самый качественный эскапизм. С этим мы согласны уже несколько веков.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+