David Epstein
Range: Why Generalists Triumph in a Specialized World
Riverhead Books, 2019
«Будущее за кроткими» — учила Библия. «Красивые [очевидно] спасут мир», — предрекал Чехов. «Решают гики, интроверты или 10 000 часов тренировки», — обещают бестселлеры нон-фикшен. Вышедшая недавно новинка делает ставку на эрудитов и людей с широким кругозором и знаниями. Предыдущая книга Эпштейна посвящена спортсменам и генетике. Успехи некоторых из них принято списывать на ранний старт и те самые 10 000 часов. Тайгер Вудс и сестры-шахматистки Полгар являются каноническими символами такого подхода.
Однако не менее яркая спортивная звезда Роджер Федерер собственно теннису отдал предпочтение уже лишь подростком, перепробовав немало других видов спорта. Да и насколько мир и разные виды человеческой деятельности, которым надо обучаться, напоминают гольф или теннис? Эпштейн считает, что крайне мало. Реальность настолько многофакторна, что даже программа, побившая человека в шахматы и го, не может обыграть людей в стратегию реального времени StarCraft. Что бы ни говорил Марк Цукерберг про преимущества раннего старта в бизнесе, исследователи из Северо-Западного университета и MIT совместно с Бюро переписи населения США изучили новые IT-компании и установили, что средний возраст основателей самых быстрорастущих стартапов на момент запуска — 45 лет.
Ученые и представители других специальностей с равной вероятностью могут иметь художественные увлечения, но первые с гораздо большей вероятностью имеют интересные хобби вне своей стези. У нобелевских лауреатов эта вероятность еще выше. По сравнению с другими учеными они по крайней мере в 22 раза чаще выступают в качестве актеров-любителей, танцоров, фокусников или других исполнителей. Ведущие ученые своих стран с гораздо большей вероятностью, чем другие ученые, будут музыкантами, скульпторами, художниками, столярами, механиками, электронщиками, стеклодувами, поэтами, писателями. И как тут не вспомнить Стива Джобса, благодарившего случай, приведший его в класс каллиграфии. Особой эстетикой продукты Apple обязаны именно ей. Опять же самые успешные музыканты умеют играть на нескольких инструментах, а не только на том, который им вручили в три года родители.
Помимо критики строгой необходимости 10 000 часов и похвалы разносторонности, Эпштейн с помощью новейших исследований разбирает на запчасти еще несколько догм, мешающих успеху в жизни и бизнесе. Ведь даже у пафосного черчиллевского «никогда-никогда не сдавайтесь» есть опускаемое окончание: «если это не противоречит чести и здравому смыслу».
Джонатан Бэлкомб
Что знает рыба. Внутренний мир наших подводных собратьев
КоЛибри, 2019
Жара. Рыба прыгает в реке. Суетится около маски дайвера. Лето — это то прекрасное время, когда рыбы, составляющие 60% всех известных позвоночных животных Земли, становятся к нам ближе. А чтобы контакт был более информативным, можно обратиться к книжной новинке. Захватывающие научные открытия о том, как думают, чувствуют и проживают свою жизнь рыбы, поступают почти каждую неделю. Специалист по поведению животных Джонатан Бэлкомб структурировал последние новости, да так, что книга попала в категорию 18+. Отдельным бонусом можно считать комментарии отечественного научного редактора. Наш хорошо подкованный ученый устраивает такие «баттлы в комментах», что не оторваться.
Денис Власов
Записки на полях шляпы фокусника
Эксмо, 2019
Заглянуть за кулисы профессии всегда интересно. Денис Власов, сам большой иллюзионист и мастер метких характеристик (почитайте его ЖЖ с отчетом о Конгрессе фокусников), предоставляет как раз такой шанс. Происходящее на сцене или корпоративе выглядит глазами волшебника совсем иначе (дети — самая неприятная аудитория), а любимым занятием профи является изобретение поражающих коллег фокусов. Впрочем, номера, имеющие успех на иллюзионных конкурсах, часто проваливаются на свадьбах. И наоборот, то, что приводит в восторг обычных зрителей, зачастую раздражает фокусников своей банальностью. А какой фокусник сейчас рвет все ивенты страны? В помощь вам YouTube и остроумная книжка Власова.
Jared Diamond
Upheaval: Turning Points for Nations in Crisis
Little, Brown and Company, 2019
После трех «выстрелов»-бестселлеров Харари наконец ответил человек, с книг которого можно вести отсчет современного сверхпопулярного нон-фикшена. Джаред Даймонд (автор «Ружей, микробов и стали» и др.) порадовал новинкой. В новой работе он предлагает свое осмысление преодоления кризисных ситуаций, допуская сравнение личного кризиса человека и кризиса страны (последних в его выборке семь). Человечество представляет в основном он сам, его долгая и насыщенная событиями жизнь. Особого внимания заслуживают футурологические размышления — о будущем США и мира в последних главах и эпилоге. Бонусом можно считать неожиданные рекомендации по выбору австралийского вина.