Шон Байтелл. Дневник книготорговца (КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019)
Если вы регулярно читаете эту колонку про книги, то наверняка задумывались если не о том, чтобы стать книготорговцем, то хотя бы о том, каково это — работать в книжном. Шон Байтелл, владелец второго по величине в Шотландии букинистического магазина, как раз написал о своем опыте в формате дневника. Уигтаун, где он расположен, непростой городок: в нем около тысячи жителей, и на них приходится с десяток книжных магазинов. Несмотря на размеры, Уигтаун известен в Соединенном Королевстве как город книг. Его ежегодный литературный фестиваль на порядок увеличивает население.
В поисках подержанных книг Шон регулярно колесит по северу Великобритании, оценивая оказавшиеся ненужными собрания книг и часто попадая при этом в трагикомические ситуации. Вообще работа букиниста на редкость гармонично сочетает в себе интеллектуальное и материальное. По подсчетам Шона, за год он поднимает 15 т книг, которые в среднем еще трижды приходится перетаскивать. Да, вы можете перепоручить черновую работу помощникам, но, похоже, персонал в лавках букиниста тоже особенный. Его основная работница — креационистка, регулярно ставящая «Происхождение видов» в раздел художественной литературы. Байтелл отвечает перемещением Библии в раздел романов. «Одиссею» помощница логично помещает в раздел рыбной ловли, ибо понятно же, чем питались скитальцы на корабле.
Работа с живыми покупателями дает много материала для занесения цитат в дневник. Магазин навещают туристы со всей страны, непрерывно звонят по телефону заказчики, а еще Шон работает с Amazon. Некоторые приносят книги о себе. Так, одна 70-летняя дама принесла сумку эротических альбомов 1960-х, которую он купил. Уходя, старушка его заинтриговала: «Угадайте, кто из моделей — я». Вообще, судя по книге, покупатели бывают хорошими, плохими и любителями железных дорог. Литература о поездах — самый ходовой товар магазина, о чем в начале бизнеса Байтелл абсолютно не догадывался. Сюрпризов действительно много: «Майн кампф» гарантированно уходит за месяц, а некоторые покупатели возмущаются, что книги стоят дороже напечатанных на них старых цен. Вот вам адаптированный совет от Шона: будут просить отдать за советскую цену, просите оплаты валютой СССР.
Если по прочтении у вас сформируется четкое понимание того, хотите ли вы в этот бизнес, прошу, возьмите паузу. Хотя бы до сентября, когда выйдет продолжение — «Исповедь книготорговца».
Алекс Керр. Потерянная Япония. Как исчезает культура великой империи (Бомбора, 2019)
Еще недавно Япония была крайне неудобной для туристического доступа, но теперь процедуры получения визы заметно упростились. Однако, как ни печально, вновь прибывшие могут обнаружить, что интересная страна заметно потеряла в самобытности. Вернее, они даже и не поймут, чего они лишаются: в погоне за модернизацией японцы не особо сожалеют о наследии. Японист Алекс Керр прожил в стране более 40 лет, коллекционируя антиквариат, восстанавливая исторические здания и завязывая знакомства со старыми корифеями традиционных искусств — актерами театров кабуки и ко, каллиграфами, мастерами чайной церемонии, ремесленниками. Разговоры с ними, инсайты и поездки показывают исчезающий мир. До конца старая Япония еще не потеряна, ее можно найти с помощью книг Керра.
Safi Bahcall. Loonshots: How to Nurture the Crazy Ideas That Win Wars, Cure Diseases, and Transform Industries (St. Martin’s Press, 2019)
Новая книга по пестованию инноваций и креативности в организациях, рекомендованная нобелевским лауреатом Дэниелом Канеманом, основоположником поведенческой экономики. Баколл, пришедший в бизнес из серьезной физики, рассказывает, как, опираясь на подходы, используемые в науке, не проглядеть идеи и продукты, которые перевернут рынок. Loonshots — сленговое название безумных проектов, в которые мало кто, кроме создателей, верит. В компаниях такие часто закрывают, как только те теряют покровителя. Приводя неизбитые примеры научных и гражданских разработок, выстреливших после доведения до ума или повторного открытия конкурентами, автор делает особый акцент на то, как управлять инновациями в компаниях разного размера.
Mark Miodownik. Liquid Rules: The Delightful and Dangerous Substances That Flow Through Our Lives (Houghton Mifflin Harcourt, 2019)
Является ли арахисовое масло жидкостью? Спор на эту тему с сотрудником безопасности аэропорта натолкнул Марка Медовника, лондонского профессора, специализирующегося на материалах, и автора уже переведенного бестселлера «Из чего это сделано?», на мысль о новом сюжете — жидкости и их свойства. А объединяющим фоном послужат разнообразные текучие вещества, сопровождающие пассажира в полете, от керосина и вина с водой до чернил, чая, жидкого мыла, жидких кристаллов и клея. Кстати, ответ на изначальный вопрос: в принципе да, является. Ведь даже пек капает, правда по капле в десятилетие. Потому что некоторые кажущиеся твердыми вещества на самом деле жидкости очень высокой вязкости.