Где искать лучшие фотографии в 2019 году? Путеводитель по аукционам и ярмаркам
В 2018 году аукционные дома наращивали объемы лотов в фотографических отделениях, как всегда разбивая их на периоды и жанры, подстраиваясь под вкусы и предпочтения своих клиентов. Отмечу лишь некоторые, запомнившиеся мне в силу моей профессиональной деятельности в Москве, которую мы ведем с учетом вкусов российских собирателей и коллекционеров.
Осенние торги Sotheby’s 9 ноября в активный период присутствия ведущих коллекционеров со всего мира в Париже во время ярмарки Paris Photo принесли общую сумму €870 875. Аукционный дом продал 49 лотов из 75 заявленных, что, конечно, низкий результат. Всеобщее внимание было приковано к одной из самых известных работ Ричарда Аведона Dovima with elephants, 1955. Оценочная стоимость работы €600 000–900 000. Эстимейт вполне обоснован. Работа была отпечатана в 1962 году с оригинального негатива Аведона до ретуши. Ее произвели к одной из первых ретроспективных выставок Аведона в Smithsonian Museum of American Art. Второй аналогичный отпечаток находится и сегодня в Сollection of the Smithsonian. Не только громкие имена автора, музея и коллекции добавляли интерес к этому уникальному лоту, но и сама история создания работы, имена великих участников — Ив Сен Лорана (молодого 19-летнего помощника Кристиана Диора), прекрасной Довимы (Dorothy Virginia Margaret Juba), которую приглашали для съемок такие мэтры фотографии, как Ирвин Пенн, Хорст П. Хорст и Эрвин Блюменфельд. В апреле 2018 года в Нью-Йорке поздний авторский отпечаток аналогичного размера ушел за $375 000, поэтому в ноябре рынок ждал отметки превышающей €1 млн, несмотря на достаточно серьезное повреждение отпечатка. Но в последний момент аукцион снял лот с продажи. Сделка года не состоялась. В результате самым дорогим лотом этих торгов оказался винтажный отпечаток Константина Бранкузи из частной французской коллекции, ушедший за €106 250.
В Америке фотографическое искусство всегда себя чувствует более уверенно, любителей инвестировать в него в разы больше. Октябрьские торги Sotheby’s в Нью-Йорке собрали $2 764 875 и согрели душу ценителям авангарда и советской фотографии в целом.
Главные аукционные дома теперь проводят свои торги во время ярмарочной недели Photo London в мае. Sothebys, выставив 72 лота, собрал £1 307 250. Топовый результат £237 000 получило портфолио Ричарда Аведона из 11 фотографий, отпечатанных автором в 1978 году. Прекрасный и четкий провенанс Фонда Аведона помог этой сделке. В этот же день Christie’s на Кинг стрит получил £1 578 875. На торгах был продан один из двух в мире платиново-палладиевых отпечатков Роберта Маппелторпа «Кен Муди и Роберт Шерман», 1984 года, размером 50х50 см за £118 750. Другой аналогичный отпечаток хранится в коллекции Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Из 172 лотов аукционного дома Phillips хитом стала работа Хельмута Ньютона «Панорама обнаженной с пистолетом» 1989 года, при эстимейте в £250-350 000 работа ушла за £729000.
Аукционные торги всегда выступают для нас лакмусовой бумажкой состояния рынка, но далеко не все авторские отпечатки попадают на них с завидной регулярностью. Создавая коллекции, мы анализируем рынок и находим для них уникальные отпечатки, работая с дилерами и галереями. А где, как не на главных ярмарках, мы можем встретить лучших из лучших среди них?
Главные фотографические ярмарки 2018 года уже выложили свои отчеты, по этим коротким тезисам об их работе можно выбрать те, которые есть смысл посетить в 2019 году. Возможно, именно они помогут разобраться в непростом мире и терминологии фотографического арт рынка, который по прежнему вызывает вопросы в России.
22-я ярмарка Paris Photo бьет рекорды по числу посетителей — почти 69000 в 2018 году, причем 40 процентов из них — международные коллекционеры. Участники из 30 стран. Главное европейское фотографическое событие года может похвастаться сделками на работы классиков фотографического искусства: портрет Джона Шарковского Ричарда Аведона был продан за €75 000, шесть работ Роберта Франка проданы по цене от €60 000 до 180 000, фотограмма Ласло Мохоя-Надя — за €220 000. Старинный серебряный принт Эдварда Уэстона «Пирамида Солнца, Сан-Хуан Теотиуакан» (1923) куплен американским музеем за €185 000.
Более молодая, но с завидным упорством делающая Лондон центром притяжения коллекционеров фотографии, четвертая по счету Photo London собрала 108 галерей из 18 стран. В Лондоне высокие результаты показали работы дилеров исторической фотографии.
Винтажный дилер Роланд Белгрейв прокомментировал: «Этот сегмент бизнеса — именно то, что делает ярмарку успешной. Покупатели высокого класса и люди, которые не являются обычными клиентами старинной фотографии – совсем небольшая часть».
Питер Феттерман из Санта-Моники: «Photo London был для нас очень продуктивным. В течение 5 минут после открытия мы продали винтажные фотографии Дэвида Монгомери с изображением Королевы и портреты Жана-Мишеля Баскии Ричарда Кормана. Организаторы проделали огромную работу по организации такого специального мероприятия для любителей фотографии»
Софи Райт, директор по культурным вопросам, Magnum Photos: «Ярмарка предлагает нам возможность освежить восприятие людьми фотографий Magnum Photos, и мы рады, что посетители Photo London в этом году и сотрудничали с классическими именами, и фотографами нового поколения Magnum, и купили их».
Ярмарка PHOTOFAIRS в Шанхае состоялась в 2018 году уже в пятый раз. В ней приняли участие 55 дилеров из 15 стран мира, более 20 галерей из Китая, что на мой взгляд, серьезный прорыв для азиатского рынка фотографии. Китай давно захватил американский и европейские рынки в современной авторской фотографии, но у себя на родине это самая яркая и притягательная ярмарка для понимания, что покупать и продавать в Китае. Учась у старших братьев в Нью-Йорке и Париже арт-бизнесу, Photo Shanghai умело приглашает многочисленных профессионалов в области фотографии, включая Мартина Барнса из лондонского Музея Виктории и Альберта, Х.С. Лю и Карен Смит из Шанхайского центра фотографии, Марка Любела из Нью-Йоркского международного центра фотографии, не говоря уже о кураторах, таких как Кристофер Филлипс, и таких коллекционеров как Дженни Ван из Фонда Фосун.
Винтажная фотография почти полностью отсутствовала — китайские покупатели еще не готовы тратить значительные средства на то, что для них все еще является новым полем для коллекционирования.
38-я по счету AIPAD show, как законодательница ярмарок фотографии, показала неизменный и устойчивый результат посещаемости — 15 000 человек, это самый высокий показатель за всю историю AIPAD. Было представлено 96 ведущих мировых галерей, оживленная книжная секция книг с 36 издателями и продавцами книг, 15 докладов AIPAD, три специальные выставки.
Галерея Steven Kasher продала более 50 принтов. Важно, что среди покупателей были музейные кураторы и серьезные коллекционеры.
Robert Klein Gallery из Boston продали более 15 фотографий как старым, так и новым коллекционерам, включая портреты работы Юсуфа Карша за $12 500 и работы иранского фотографа Гохара Дашти за $4500.
Галерея Utópica из Сан-Паулу, Бразилия, сообщила о «очень хороших продажах и продала 20 принтов институциональным и частным коллекционерам по ценам от $4000 до $20 000.