В ГМИИ им. Пушкина 6 декабря открылась выставка «Стражи времени». Может показаться, что демонстрировать подборку керамической скульптуры Древнего Китая в главном здании музея одновременно с блокбастером про love story Пабло Пикассо и Ольги Хохловой — шаг довольно неочевидный. На поверку же он оказывается гораздо более тонким и изящным. На самом деле, это давно обкатанный мировыми музеями и галереями формат тематической предновогодней выставки с поправкой на любовь россиян к китайскому календарю. «Стражи времени» — это двенадцать животных от мыши до свиньи, которая в феврале следующего года станет символом наступающего года.
Порядка 40 экспонатов для этой камерной выставки предоставлены из нескольких частных российских коллекций и из собрания Государственного музея искусства народов Востока. Помимо редкости этих ритуальных объектов, которые в древности помещали в захоронения, чтобы в загробном мире воссоздать жизнь во всей ее полноте, в глаза бросается мастерство исполнения, а отдельные экспонаты не могут не вызвать невольную улыбку. Не зря Марина Лошак и кураторы выставки со стороны Пушкинского музея и Эрмитажа на открытии в один голос говорили о том, что это проект «для настроения».
Сердцем экспозиции является комплект из двенадцати скульптур династии Мин, украшенных цветной глазурью. Съемные головы всех животных дополняют однотипные фигурки китайских чиновников в длиннополых зеленых одеяниях. Эти скульптуры происходят из коллекции антиквара Кирилла Данелии, которого с Пушкинским музеем связывает история магического древнеегипетского жезла. Напомним, что в мае этого года музей по случаю своего 106-летия объявил краудфандинговую кампанию по сбору 6 млн рублей. На эти деньги Пушкинский планирует купить у коллекционера уникальный ритуальный жезл эпохи Среднего царства. По оценке самого Данелии, реальная цена артефакта в два раза больше. На нем, кстати, среди прочих можно увидеть рельефные изображения быка и обезьяны, также входящих в китайский календарный цикл.
Накануне открытия выставки, которая продлится до 10 февраля, Пушкинский объявил о своих планах на 2019 год. На начало марта намечено открытие проекта «Лондонская школа», посвященного классикам британского фигуративного искусства второй половины ХХ века, включая Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Франка Ауэрбаха, Дэвида Бомберга. На лето запланирована главная выставка года — «Щукин. Биография коллекции», в рамках которой состоится частичное воссоединение собрания французской живописи Сергея Щукина и его братьев. Национализированная во время революции, в 1948 году коллекция, включающая шедевры Пикассо, Моне, Сезанна, Ренуара и Гогена, была поделена между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Одновременно с этой выставкой в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков будут представлены работы из собрания фонда Louis Vuitton. В Москву привезут произведения Бэнкси, Такаси Мураками, Герхарда Рихтера и Жана-Мишеля Баскии. В октябре в галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX века покажут ретроспективу Оскара Шлеммера, прародителя перформанса и контемпорари-дэнс. Курировать выставку будет сын Шлеммера Раман.