К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Аукционист Симон де Пюри: «Рынок искусства любит новичков»

Getty Images
Getty Images
За экспрессивную манеру поведения на торгах аукциониста Симона де Пюри сравнивают с Миком Джаггером. С Forbes Life де Пюри поделился универсальными правилами инвестирования в произведения искусства

Симон де Пюри — ключевая фигура рынка современного искусства. Де Пюри прослужил более 20 лет в аукционном доме Sotheby’s, где возглавлял европейское отделение. По инициативе Симона де Пюри в 1988 году аукцион Sotheby’s провел первые и единственные торги на территории СССР, где были установлены до сих пор не побитые мировые рекорды цен на советское неофициальное искусство. Например, галерея Marlborough купила «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина за £220 000. Общая сумма торгов составила £2 085 050.

В 1997-м де Пюри основал компанию De Pury and Luxembourg Art. В 2001 году компания слилась с аукционным домом Phillips Auctioneers — появился аукционный дом Phillips de Pury, стремящийся стать третьим на мировом рынке, потеснив Christie’s и Sotheby’s в сегменте современного искусства. В 2008 году аукционный дом был продан российской компании Mercury. Сейчас Симон де Пюри работает как консультант частных и корпоративных коллекций, ведет проекты в сфере современного искусства и аукционы по всему миру, среди которых LDF Gala Auction Леонардо Ди Каприо и AmfAR.

Чем арт-рынок отличается от рынка недвижимости или рынка товаров люкс-сегмента?

 

В арт-рынке есть все составляющие люкса, недвижимости и шоу-бизнеса. Но искусство — высочайшая роскошь. Когда ты инвестируешь в искусство, ты можешь позволить себе опираться не только на рациональные критерии, но и на интуитивно-эмоциональные.

Какой должна быть коллекция произведений искусства, чтобы ее стоимость со временем росла?

 

Качество, редкость, сохранность, провенанс, вкус, мода, маркетинг, размер, техника, которые со временем окажут влияние на коммерческую стоимость работы. Один мой школьный друг, зная о моем увлечении искусством, на выпускном спросил меня, какого художника стоит покупать. Я назвал имя Жана Дюбюффе.

В дальнейшем он много лет подряд как заведенный шутил над моим никудышным советом.

Иногда просто нужно ждать довольно долго, и, я уверен, сейчас он, должно быть, сожалеет, что не последовал моей рекомендации. (Рекорд на работу Жана Дюбуффе «Большие артерии» 1961 года установлен на Christie’s в 2016 году — $24,8 млн. Когда в 1989 году на мировой арт-рынок вышли японские коллекционеры, они сразу пригрели Дюбуффе — цены на его работы 1960-х годов выросли до отметки в $5 млн. Сейчас работы Дюбуффе продаются на торгах за $6–12 млн — Forbes Life.)

Во что выгоднее вкладываться, в классическое или современное искусство?

 

«Голубые фишки» всегда будут показывать хороший результат. Но уровень начальной цены здесь, конечно, высок. Для работ самого современного искусства ценовой порог гораздо ниже, но такие инвестиции намного рискованнее. Хотя и выигрыш в конечном счете может оказаться очень значительным, если правильно вложиться.

Что дает коллекционирование искусства бизнесменам в их работе, какие двери открывает?

Прежде всего возможность быть окруженным великим искусством. Созерцание собственного, личного, искусства способно растопить сердце любого бизнесмена, мужчины или женщины. В конечном счете только искусство и культура обеспечивают человеку прочное наследие. Достижения в других областях, какими бы выдающимися они ни были, забываются гораздо быстрее.

Есть ли разница в том, как собирать корпоративную коллекцию, а как — личную?

Лучшие коллекции хранят отпечаток своего владельца, человека, который собрал все эти произведения вместе. Коллекция, собранная группой людей или даже супружеской парой, никогда не будет настолько впечатляющей, как собрание, где один-единственный человек лично выбрал каждую работу.

 

Поэтому корпоративные коллекции редко бывают такими же хорошими, как частные, разве что когда глава компании единолично принимает все решения или делегирует коллекцию одному человеку, ответственному за нее.

Что делает арт-консультант в таком случае? Как строится ваша работа с коллекционером?

Сначала я пытаюсь установить, что нравится клиенту. Показываю книги, сайты, музеи, выставки. Как только я понимаю, что нащупал зону интересов, я подбираю работы с самым высоким потенциалом роста. Я стараюсь вовлечь коллекционера в процесс, разжечь в нем любопытство и жажду. Чем больше растет знание коллекционера, тем сильнее разгорается страсть покупать.

Как работать с коллекцией, как часто ее нужно обновлять, выставлять?

 

Рынок искусства возник на рубеже XIX века, вкусы публики постоянно меняются и развиваются. Наш личный вкус меняется в течение жизни. Тем более есть столько соблазнов.

Рынок искусства любит новичков, ему нужны свежие открытия, шокирующие, неожиданные.

С расширением всемирного арт-рынка работы могут продаваться и вновь появляться довольно часто. Если произведение искусства сразу перепродается новым владельцем, это может вызвать подозрения у потенциального покупателя: возможно, есть проблемы с его состоянием.

С точки зрения рыночной логики показывать коллекцию необязательно. Однако это очень заманчиво для коллекционера — передать на время свои работы в музей, чтобы посмотреть на реакцию критиков и широкого зрителя.

На каких условиях вы работаете? Как рассчитывается ваш гонорар?

 

Можно работать за процент с каждой покупки, можно работать на постоянном окладе и получать вознаграждение при перепродаже работы. Если через 10 лет коллекционер не хочет перепродавать работу, можно оценить ее стоимость у двух независимых экспертов и рассчитать свое вознаграждение исходя из усредненной оценки.

Анонимность — важнейшее условие работы арт-консультанта?

Ты или абсолютно анонимен, или абсолютно публичен. Нельзя быть немножко беременной. Ты имеешь право сказать, что продал работу конкретному клиенту, если у вас в соглашении прописана такая возможность. То же самое и с аукционными результатами. Аукционные дома не имеют права разглашать личность покупателя, если он не предоставил им такое право. Мне повезло: в начале карьеры я работал куратором у барона Тиссен-Борнемиса, не только одного из самых важных коллекционеров своего времени, но и самого открытого публике. В 1980-х годах барон был пионером в организации четырех программ по обмену выставками с Эрмитажем, ГМИИ им. Пушкина, Русским музеем, Третьяковской галереей и Музеями Московского Кремля.

Эти связи вы использовали, когда организовывали аукцион Sotheby’s в Москве в 1988 году. Кто были тогда покупателями советского неофициального искусства?

 

Коллекционеры слетелись со всего мира. Элтон Джон публично заявил, что приобрел на тех торгах две работы. Одним из покупателей оказался Дэвид Боуи. Это выяснилось совсем недавно, когда на аукционе в Лондоне осенью 2016 года распродавали его имущество: среди прочих лотов оказалась работа Игоря Капустянского Restored painting №7, купленная на торгах в Москве в 1988 году, она ушла £20 000.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+