Самые распространенный формат летних детских лагерей — развлекающее обучение, где дети разных возрастов в процессе игры получают важные знания — будь то коммуникация или английский язык, основы предпринимательства или навыки выживания в дикой природе. И детям нескучно, и родители уверены, что не зря деньги потратили.
У хороших лагерей помимо крепкой концепции есть еще один ключевой момент: люди, которые делятся своими знаниями, — лучшие из лучших в своем деле, кто умеет захватывающе рассказать, показать изнанку ремесла, не напугав, и дать попробовать так, чтобы захотелось продолжить. Их даже лагерями сложно назвать — программы обычно нестандартны, группы детей — немногочисленны, подход — индивидуальный. Такие hand-tailored летние школы.
Один из таких летних проектов — Creative Summer Center — творческое пространство для креативных детей и подростков, которым нравится рисовать, создавать дизайн-объекты, познавать мир через призму искусства и творчества. Создатели Creative Summer Center уверены, что чем раньше ребенок погружается в творчество, тем скорее начнет строить свой собственный мир — сначала построенный в его воображении, а потом воплощенный в жизнь. Только сейчас мы вплотную подходим к этой, на первый взгляд, очевидной педагогической идее: дайте детям возможности для творчества, покажите инструменты, научите приемам и больше не ограничивайте их фантазию — и вы не узнаете этих детей.
Creative Summer Center начинался несколько лет назад с одной смены в Форте-дей-Марми, где детям от 4 до 13 лет рассказывали о классическом и современном искусстве, учили готовить блюда традиционной тосканской кухни, работать с глиной и шить. И что характерно — шить учили представители старейших итальянских мануфактур, о моде рассказывали представители бренда Gucci, лабораторию по современному искусству вел художник, выигравший одну из престижных премий. Знания — из первых рук — основа концепции Creative Summer Center.
«Для каждого курса приглашаются лучшие мастера своего дела, которые могут не только продемонстрировать все тонкости работы, но и вдохновить ребят, помочь им создать что-то свое. Мы с большим уважением и любовью относимся к семейственности и передаче из поколения в поколение умений и традиций. В Creative Summer Center нет «педагогов», но есть реставратор в четвертом поколении, которому доверяет свои сокровища Уффици, есть и ремесленники из Монтелупо, семья которых начала заниматься керамикой и работать с глиной из тех мест два столетия назад, — рассказывает создатель проекта Creative Summer Center Ирина Христенко. — Если мы говорим об искусстве, то обсуждать и создавать едем в мастерскую к известному художнику. Например, в Пьетрасанте нас встречает Густаво Ачевес и его монументальные скульптуры».
Занятия курса Fashion & Design также проводят представители известных брендов, и дети могут видеть, что цена и известность складываются не только из шумных рекламных кампаний, но и из кропотливого многочасового труда, работы с кожей и тканью, ремесленных секретов, которые передаются из поколения в поколение. На мастер-классы приходят не только мастера, но и главы компаний. Так, например, владельцы Il Gufo и Kiton рассказывали, как любимое дело становится историей нескольких поколений семьи.
Сами участники лагеря говорят, что эти беседы, мастер-классы и лекции дают им совершенно новое представление о жизни, показывают мир значительно шире и каждая из этих встреч дает новый толчок для творчества и лучшего понимания себя.
География проекта планирует расширяться и дальше — в этом году летняя школа Creative Summer Center появится в Сен-Тропе (Франция), на очереди — Марбелья (Испания) и Майами (США).
«В наших планах создать сеть подобных центров летних программ, — сообщает Ирина Христенко. — Кроме того, мы бы хотели привносить что-то полезное в те города, где проходит или будет проходить программа. Совместно с партнерами (например, английским косметическим брендом Montcarotte) мы готовим мероприятия по социальной поддержке и/или развитию инфраструктуры. Create a paradise anywhere you go, как пела Bjork. И по-прежнему важной частью нашей работы остается функционирование второй «чаши весов» компании Kids Time Group — это Henri и работа со сложными регионами и поддержка детей, которым необходимо больше внимания».
Kids Time Group — международная компания, осуществляющая образовательную, исследовательскую и благотворительную деятельность в России и Европе. Приоритетные направления: разработка инновационных методик для детского творческого развития, организация корпоративных образовательных программ, реализация проектов в области социальной политики. Creative Summer Center — один из главных проектов c 2015 года.