Впервые за сто лет на исторической сцене Большого театра дают не оперу и не балет, а драматический спектакль, «Маскарад» Александринского театра в постановке Валерия Фокина.
И в датах гастролей Александринки, и в выборе сцены, и в самом спектакле — особое совпадение событий, цифр и дат.
100 лет назад, во время февральской революции, в Александринском императорском театре состоялась премьера «Маскарада» по пьесе Лермонтова режиссера Всеволода Мейерхольда.
Спектакль Всеволода Мейерхольда стал самой дорогой (300 тысяч рублей) и последней постановкой Дирекции императорских театров. Он вошел в историю как один из самых гармоничных спектаклей, вобравших в себя весь опыт передовой сценической культуры начала XX века, ознаменовав, при этом, слом эпох российской истории.
« Я шел на «Маскарад» с далекой петербургской окраины. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стеклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днем по этой же улице двигались массы народа, требуя «хлеба» — и только ли хлеба? Еще вечером раздавались одиночные выстрелы. На улицах пусто. Царь-голод не вмешался еще в маскарад.
И вот — ярко освещенная зала, костюмы и наряды, довольные и самодовольные лица, эпатантные декорации… В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч», — вспоминал писатель Иванов-Разумник.
Декорации были выполнены главным художником дирекции императорских театров, мирискусником Александром Головиным.
В 2014 году, к столетию «Маскарада» и революции, художественный руководитель Александринского театра, режиссер Валерий Фокин начал реконструировать спектакль Мейерхольда.
«В драме Лермонтова заложены вечные темы: трагедия гордыни Арбенина, его взаимоотношения с Богом или роком, судьбой. Они близки современному зрителю, а 100 лет назад их очень хорошо чувствовал Мейерхольд. Когда амбиции берут верх, как только человек начинает думать, что он вправе решать, что есть справедливость, начинают происходить страшные вещи. Так, в 1917 году, амбиции стали причиной революционного переворота. И этот механизм работает до сих пор», — отмечает Валерий Фокин.
В показе современного «Маскарада» именно на сцене Большого театра есть и художественный смысл. Во всей своей полноте этот спектакль может существовать только в пространстве парадной, многоярусной, старинной императорской сцены.
В Большом открыта выставка, где показывают 125 эскизов Головина из коллекции Театрального музея имени Бахрушина и декорации и подлинные костюмы к «Маскараду» из коллекции Александринского театра.