Кинонеделя прошла под знаменем «Битвы за Севастополь». На ее фоне затерялся другой фильм о войне, отражающий иную — не женскую, а мужскую — точку зрения на события: «Искатель воды» Рассела Кроу.
Удивительно: сколь же значимую роль в Голливуде играют те, кто родился в Австралии или Новой Зеландии либо начинал там карьеру. Питер Джексон, Мел Гибсон, создатель лучшей фирменной английской комедии 2000-х «Реальная любовь» Ричард Кёртис, культовый оператор Кристофер Дойл, Николь Кидман, Наоми Уоттс, Джеффри Раш, Хью Джекмен, Гай Пирс, Роуз Бирн etc. Cколько морских миль им пришлось преодолеть - с перспективой быть отвергнутыми с голливудского порога? Кроу не грозило быть отвергнутым. Его лично пригласила в середине 1990-х на съемки вестерна «Быстрый и мертвый» Шарон Стоун, после чего он быстро достиг всего.
Любопытно и то, сколь многие голливудские актеры во все времена - от Иствуда до Де Ниро и Аффлека - уходят в режиссеры. Кроу пошел по стопам другого выходца из австралийского кинематографа, Мела Гибсона. У нас в постсоветское время такого не происходит. Причем, пересаживаясь в режиссерское кресло, актеры-звезды сразу начинают делать такое кино, какое требуется. Это показатель того, насколько серьезен в Голливуде уровень профессионализма. К «Искателю воды» можно предъявлять претензии. Но логично, что австралийский киноинститут только что признал его лучшим фильмом 2014-го.
О ЧЕМ ЭТО. О трагедии Галлиполи. Сто лет назад, в Первую мировую, в апреле 1915-го на Галлипольский полуостров в Турции по инициативе Черчилля высадили союзный десант, целью которого было установить контроль над Дарданеллами. Турция воевала на стороне Германии. Пролив был нужен, чтобы захватить Стамбул и открыть морской путь к союзной – в той войне – России.
Среди высадившихся был австралийско-новозеландский армейский корпус, состоявший из молодых добровольцев. Десант оказался неудачным. Турки, у которых отличился как полководец Мустафа Кемаль, будущий лидер нации Ататюрк, легли костьми. Во время обороны – что упоминается в фильме – они потеряли как минимум семьдесят тысяч человек. Австралийцы – десять тысяч (по историческим источникам, чуть меньше).
И вот думаешь: счастлива страна, для которой такие военные потери – это трагическое воспоминание на всю жизнь. Церемонии, посвященные жертвам Галлиполи, проводятся ежегодно. Сейчас выходит одноименный мини-сериал. Одно из моих ранних киновпечатлений – фильм «Галлиполи» 1981 года австралийского гения Питера Уэйра, в котором сыграл свою вторую знаменитую роль (после «Безумного Макса» 1979-го) уже упомянутый Гибсон. Там кошмар в том, что жили-были красивые мальчики, предназначенные для светлого будущего. А в финале их бросали без обещанной артподготовки в бессмысленную самоубийственную атаку по голой местности на турецкие кинжальные пулеметы.
В «Искателе воды» бои в Галлиполи – это вспышки-воспоминания, натуралистические и жестокие. Основное действие развивается четыре года спустя. Отец-австралиец, которого играет сам Кроу, нелегально пробирается на Галлипольский полуостров (он все еще закрытая зона, и хотя турки выиграли Галлипольское сражение, тут теперь правят англичане), чтобы разыскать и отвезти на родину прах троих погибших здесь сыновей.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. Можно съязвить, что «Искатель воды» - это конструктор «сделай сам». Набор-путеводитель, как сотворить традиционную драму с историческим подтекстом, гуманизмом и мелодраматической развязкой – фильм того типа, который обречен на признание мировых киноакадемий. Академии были и остаются консервативными. Именно такое кино они считают высоким искусством.
Тут есть, как мы уже сказали, война с ее жестокими подробностями. Ни одна, ни другая сторона пленных не брали.
Тут есть экзотические природные явления – страшная пыльная буря в Австралии.
Тут есть народные волнения: турки против оккупировавших страну англичан.
Тут есть тоже ценимые академиями (да и мной) детали необычного быта - как турецкого во времена, когда страна еще не стала светской (женщины в чадре), так и австралийского: у героя особый талант находить воду в местностях, где дождей не бывает по два-три года. Как он ищет, как копает колодцы – все интересно.
Тут окрас кадра в основном желто-кирпичный, что в австралийских, что в турецких степях. А это всегда стильно. Добавьте синюю рубашку главного героя – получим три основных цвета, на которых строилась живописная гармония Возрождения.
Тут развивается мысль о том, что настоящие мужчины всегда способны к взаимопониманию, даже если их разделяет религия и они воевали друг с другом. В данном случае воевали не напрямую, но отец-австралиец считает, будто турецкий командир (сторонник будущего Ататюрка), с которым он сталкивается, чуть ли не лично убил его сыновей. А турок возмущен, что англичане и австралийцы пытаются идентифицировать и похоронить в отдельных могилах всех своих погибших (кстати, в фильме утверждается, что это был первый подобный случай в истории войн), а кости и черепа турецких павших сваливают в груды. Тем не менее именно эти два человека помогут друг другу, а вот англичане в фильме - равнодушные чинуши.
Тут звучит идея, что воевать вообще грех и глупость. Пацифизм. Отец-австралиец корит себя за то, что его излишне патриотические речи о стране и долге заставили сыновей записаться в армию и обрекли их на гибель.
Наконец, тут есть романтическая история и красивая женщина. Красивую изображает главная на сей момент (после постепенного ухода в тень Миллы Йовович) украино-русско-голливудская звезда Ольга Куриленко. Тут она турчанка. Ну а что? Нормально. Моя кубанская мама – при максимум половине казацкой крови – тоже выглядела турчанкой. У Куриленко уже слаживалось в фильмах с Дэниелом Крейгом, Томом Крузом, Беном Аффлеком. Теперь на очереди Рассел Кроу. Неплохой выбор.
Возвращаюсь к упреку, что фильм собран из конструктора «сделай сам». Во-первых, попробуйте сделайте. Во-вторых, меня лично это не раздражает.
СТРАННОСТИ. Как любой режиссер, далекий от европейской истории, Кроу упрощает дело. А заодно отметает все, что мешает сюжету. Ему было важно показать, что Галлиполи – трагедия для Австралии, но при этом страна виновата сама, ведь именно она поперлась на далекий берег турецкий, куда ее не просили. Что делала при этом со своими соседями и нацменьшинствами Турция, для него не тема. Поэтому в фильме, где все, в общем-то, хорошие (кроме пары англичан да одного турка), в финале вдруг появляется злобная нация – греки. Ведь в этот момент они повели войну за Анатолию. Турки в фильме невольно идеализированы. Греки – демонизированы. Голливуд есть Голливуд – даже в австралийском варианте. Он пытается быть честным, но все равно в какой-то момент делит мир на черный и белый.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА (он в духе черно-белого финала фильма). А действительно: что этим австралийцам было делать в Турции? Прыгали бы со своими кенгуру.