![Топ-5 театральных событий сентября](https://cdn.forbes.ru/files/c/608x359/forbes_import/zz/zzz-15102102.webp)
В столице стартует новый театральный сезон, и уже скоро зрителей ждет премьера «Заводного апельсина» в Театре Наций, гастроли Ла Скала на сцене Большого театра, японский гений Тадаси Судзуки и фестиваль драматургии «Любимовка». Forbes выбрал самые яркие театральные события начала осени.
Фестиваль молодой драматургии "Любимовка"
Театр.doc, Москва
3 – 10 сентября
Вход по предварительной регистрации на сайте фестиваля
Фестиваль молодой драматургии Любимовка – независимый проект, придуманный почти три десятка лет назад драматургами и театральными деятелями. Новые пьесы представляют сами драматурги, режиссеры или актеры. Долгое время читки проходили в Любимовке, подмосковной усадьбе Станиславского. Отсюда возникло и название неформального фестиваля.
В этом году на «Любимовке» в основном конкурсе много новых имен. Например, Алексей Битюцких из Волгограда приглашен с пьесой «Леша, который устроился на работу, на которой не платят». Это ироничный монолог женщины, чей парень пошел на интересную работу в театр, ему нравится, но денег не платят. Или пьеса «Молоко» Екатерины Мавроматис — фантазия или пародия на фильмы о супергероях со сверхспособностями, а на самом деле грустная и ироничная история о том, как сложно справиться с ответственностью за весь мир.
Во внеконкурсную программу попали несколько пьес, в том числе и «Черная коробка» Павла Пряжко, драматургического ньюсмейкера последних лет, человека, задающего новые исходящие для театра, экспериментирующего с языком, с понятием конфликта, с театральностью. Читать пьесу Пряжко будет худрук Театра.doc Михаил Угаров. Вне конкурса прозвучит и пьеса Нины Беленицкой «История от Матвея», про перестройку и 1990-е, про время, которое так быстро менялось, про те метаморфозы, которые пришлось пережить нынешним тридцатилетним.
В этом году изменилась fringe-программа фестиваля: «Психоночь», ночной марафон читок неформатных пьес, сменила «Спорная территория», сборник пьес, которые сложно ставить в театре.
Арт-директор фестиваля Анна Банасюкевич: «Мы постаралась отобрать пьесы для театра будущего, пьесы, провоцирующие театр на поиск. Короче, те тексты, про которые обычно говорят "это не пьеса!", и только встреча с театром, со "своим" режиссёром вскроет возможности, который этот текст дает сцене. Не хочется выделять в этой программе одну пьесу, «Спорная территория» интересно смотрится целиком как высказывание».
Все пьесы будут доступны на сайте после конца фестиваля.
Опера «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди
Гастроли миланского Ла Скала в рамках фестиваля «Черешневый лес»
Историческая сцена Большого театра, Москва
10,13 и 16 сентября
Знаковая для Верди, но малоизвестная в России опера «Симон Бокканегра» станет главным событием гастролей знаменитого Ла Скала на сцене Большого театра.
В основу запутанного сюжета этой оперы из жизни Симона Бокканегры, отчаянного корсара и первого генуэзского дожа, легла пьеса испанского драматурга Антонио Гутьерреса. В пьесе описаны реальные исторические события XIV века: противостояние двух морских республик Генуи и Венеции, войны гвельфов и гибеллинов, народные бунты и избрание первого дожа в Генуе.
Чтобы сюжет лучше смотрелся на сцене, в либретто добавили любовную линию, как этого требовал жанр классической оперы. Но для самого Верди, увлеченного идеями политика и философа Джузеппе Мадзини, важнее всего в этой опере была не любовь, а тема власти и морали. Режиссер спектакля Федерико Тьецци сравнил «Симона Бокканегру» с шекспировскими «Гамлетом» и «Королем Лиром», так как в этой опере Верди поднимает темы жизни и смерти, ненависти и милосердия.
Дирижировать оркестром будет Мунг-Вун Чунг, партию дожа исполнит знаменитый 74-летний баритон Лео Нуччи, а русский бас Михаил Петренко (певший партию Руслана на открытии исторической сцены Большого) выступит в роли Якопо Фриески.
Также в рамках миланских гастролей заявлен «Реквием» Верди (11, 14 сентября) и концерт итальянской музыки, в программе которого будут произведения Керубини, Верди, Россини (15 сентября).
3. “Заводной апельсин” по роману Энтони Берджесса, режиссер Филипп Григорьян
Театр Наций, малая сцена, Москва
премьера 17-19 сентября.
Знаковый для британцев начала 60-х годов прошлого века роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) о подростке-интеллектуале, стоящем за цепью жестоких преступлений, стал культовым после того, как в 1971 году его экранизировал Стэнли Кубрик.
Роман положил начало писательской карьере английского литературоведа и учителя. Дело в том, что Берджесс взялся за этот текст, когда врач вынес ему смертный приговор – опухоль мозга. Энтони надо было обеспечить будущее своей спивающейся жене, которая так и не смогла оправиться от травмы двадцатилетней давности: во время войны, когда муж был на фронте, ее, беременную, жестоко изнасиловали, ребенка она потеряла. Берджесс написал роман. Исцелился. И прожил еще не один десяток лет, сочиняя музыку и книги.
Режиссер Филипп Григорьян, который поставил «Заводной апельсин» на сцене Театра Наций, рассказал Forbes, что больше года вынашивал эту идею: «При всей мощности романа, когда я его читал, то меня не покидало ощущение тонкого вранья, это скорее произведение абстрактного экспрессионизма, немножко не литература. Поэтому все действия на сцене не реальны, а происходят в голове некоего писателя (его играет Андрей Смоляков). Мы исследует не просто насилие, а отношение к насилию культурного человека. Этот роман – рефлексия человека XIX века, который оказывается в реалиях ХХ века. История о том, как культурный человек сталкивается со злом и о том, как он пытается его понять и примерить на себя. Еще одним важным моментом в спектакле является язык. В романе молодые подонки говорят на языке «надсат», по сути это русский жаргон (писатель знал много языков, в том числе и русский), написанный латиницей. Чтобы дать зрителю возможность понять, что испытывали английские читатели 60-х годов, спотыкаясь о странные слова и фразы романа, мы с драматургом Ильей Кухаренко взяли пьесы Юры Клавдиева и прогнали части текста несколько раз через Google translate, чтобы получить эту неестественность языка».
"Процесс" по роману Франца Кафки, режиссер Тимофей Кулябин
Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», Новосибирск
Премьера 24 и 25 сентября
«Процесс» Кафки, неоконченный, абсурдный и очень кафкианский роман, несомненно, станет самым ожидаемым спектаклем новосибирского театра «Красный факел». Его поставил худрук театра, талантливый молодой режиссер Тимофей Кулябин.
Скандал с запретом его постановки оперы Вагнера «Тангейзер», по требованию оскорбленных верующих, все еще свеж в памяти.
«Процесс» Кафки, по словам Тимофея Кулябина, один из его любимых литературных текстов ХХ века, в котором слова – просты, а сложны и буквально вывернуты на изнанку - ситуации. Главный герой - Йозеф К. в свой день рождения обнаружил, что арестован и ему грозит смерть. Попытки выяснить, в чем его обвиняют, не увенчаются успехом, и смертный приговор приведен в исполнение.
Хотя режиссер, по его собственным словам, ставит не весь роман, а лишь часть текста, основной сюжет «Процесса» останется неизменным. А роль бездушного и неумолимого закона исполнит огромный экран, который и является главным элементом декораций. Новый спектакль Тимофея Кулябина — своеобразный реалити-триллер, посвященный человеку новейшего времени.
X Международный театральный фестиваль «Александринский»
Александринский театр, Санкт-Петербург
С 10 сентября по 6 октября
В десятый раз на Международный театральный фестиваль «Александринский» в Санкт-Петербург приедут национальные театры из Китая, Японии, Израиля. По словам Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра, который 260 лет назад стал первым государственным репертуарным театром, задача фестиваля — показать многообразие мировых национальных театров.
«Напомню, что задача нашего международного фестиваля — показать национальные театры-академии, бережно хранящие театральные традиции, но не законсервировавшиеся, не превратившиеся в музеи… Ведь задача театра — быть современным, живым организмом, ищущим и экспериментирующим», - пояснил Фокин для Forbes.
Гвоздем фестивальной программы станет спектакль «Троянки» по мотивам пьесы Еврипида, который привезет великий японский режиссер и философ Тадаси Судзуки.
У Еврипида в «Троянках» женщины горюют, ожидая своей скорбной участи быть проданными в рабство после падения родной Трои. Чтобы приблизить античную трагедию к современному зрителю, Судзуки перенес действие в послевоенную, лежащую в руинах Японию, уцелевшие жители которой, по мнению режиссера, переживали те же эмоции, что и троянки.
«Судзуки – классик не только японского, но и мирового театра. Ему удалось удивительно тонко и органично соединить традиции японского и европейского театров, что поверьте мне, большая редкость. А «Троянки» Судзуки — очень современный и энергичный спектакль», - сказал Фокин.
В рамках фестиваля состоится и собственная премьера Александринки — спектакль по «Преступлению и наказанию» Достоевского, который поставил у нас один из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественный руководитель Венгерского Национального театра Аттила Виднянский.
Фокин добавил, что он сейчас сам ставит спектакль по рассказу Достоевского «Крокодил» как раз в Национальном театре в Будапеште, «так что между нашими коллективами полноценный, но, к сожалению, очень редкий в наше время, международный творческий обмен».
Приедут на фестиваль и Пекинский народный художественный театр, и знаменитый «Пикколо ди Милано», и израильский театр Габима - легендарный коллектив, который вырос из московской еврейской театральной студии, в создании которой принимал участие Станиславский.