Архив принадлежал секретарю Луначарского Владимиру Давыдовичу Зельдовичу. В «12-й стул» принесли огромную гору бумаг: более двадцати сумок, с которыми раньше челноки ездили. Мы чувствовали себя золотодобытчиками, — пришлось «намывать» значимые материалы.
Появление в открытой продаже архивных документов, рукописей и фотографий, связанные с именем Луначарского, беспрецедентно. Дело в том, что сложившаяся в СССР практика подразумевала обязательную передачу такого рода бумаг в государственные архивы. И действительно, фонды А.В. Луначарского хранятся в РГАСПИ, РГАЛИ и в Государственном литературном музее. Вероятно, предметы из аукционной коллекции принадлежали первой жене наркома просвещения Анне Александровне Луначарской и от нее попали к Зельдовичу.
В архиве были представлены: групповые фото 1924 года с участием Троцкого, Бухарина, Радека и Зиновьева, Микояна, Молотова, Калинина; машинописный лист дела «Петроградской боевой организации» (1921 год); книги с автографами, машинописные и рукописные листы его стихотворений, в том числе ранее неизвестных, пьес, статей, фотографии из поездок наркома по стране; фотографии Зельдовича периода его работы в НКВД, которым он, видимо, помогал оформлять документы для выезда за границу: Исаака Бабеля, Леонида Леонова, Владимира Маяковского и Александра Безыменского; письмо Луначарского жене с поздравлением с Рождеством Христовым, написанное в декабре 1917-го на бланке его предшественника министра народного просвещения Временного правительства; эскизы мирискусника, графика и керамиста, театрального художника Сергея Чехонина; рукописный лист с воспоминаниями Дмитрия Шостаковича о работе с Маяковским и Мейерхольдом, рукопись автобиографии Игоря Грабаря, инскрипты Лили Брик, художника Владимира Лебедева, Анатолия Мариенгофа; скульптуры Сарры Лебедевой, жены Зельдовича.