— Я так понимаю, задача здесь — вписать дом в тот пейзаж, который вы только что показали. Как вы искали оптимальную точку?
— Ясно было, что должен быть общий план, самый общий план, который здесь возможен. Но в той мере, в которой… Как бы сказать?.. Слушайте, я не думал, что это можно даже как-то объяснить… Давайте попробую.
Композиционно кадр должен был вмещать в себя все: и сам дом, и окружающий его пейзаж, но в некоторой соразмерности, что ли. Вот эта теплица слева, авторемонтная мастерская справа, оба этих крыла, весь этот ансамбль и есть — дом Николая. Чем дальше от дома отступать или чем шире оптику ставить, тем меньше в кадре дома и тем шире раскрывается пейзаж. Тогда больше попадает в кадр всего остального пространства — камней, берегов, ветвей каких-то брусничных (куча ягоды здесь, кстати, брусники и черники, поляны целые). Разбавляется концентрация присутствия дома.
Следовало найти середину. Вот в этом нашем ракурсе и на этой крупности, мне кажется, главным событием кадра является дом. И когда зажигается на веранде свет, то сразу становится понятно, что это…
— Главный герой.
— Главный герой, да.
— Мы сейчас не будем касаться декорации в подробностях, но все это — построенное?
— Да, все построено. Здесь было голое место.
— Вы не рушили здесь ничего?
— Нет, ничего.
— А все вокруг — настоящее?
— Да, все остальное настоящее. Только на мосту наши фонари.
— И зачем вы их поставили? Чтобы четче обозначить границу дня и ночи?
Не только. Все это дополнительная изобразительная опора кадра — горизонтальная линия, световое пятно. Это то, что является таким, что ли, вспомогательным элементом грунта на этом холсте (если фон воспринимать как плоскость холста). Это те вещи, которые обогащают впечатление целого. Эти отражения на воде — они же хорошо тут работают. Представьте себе, что их не будет. Выключи вот эти четыре лампочки — и будет такая хмарь и серь… А появляются эти элементы — и что-то вносят, какую-то дополнительную игру.
— А вот слева огонек?
Это реальный огонек, чего-то там горит.