Аудиосериал Storytel (в бумажной версии не существует), читает автор
У аудиосериала «Пост» Дмитрия Глуховского вышло долгожданное продолжение. Это второй (и заключительный) сезон постапокалиптического сериала о будущем России. Весной 2019 года писатель Дмитрий Глуховский («Метро 2033», «Будущее», «Текст») принял предложение сервиса Storytel поэкспериментировать и написал первый русский аудиосериал «Пост» — постапокалиптический, непредсказуемый и мрачный. История гарнизона, который охраняет восточную границу Московии и мост через Волгу, была сразу записана в аудиоформате по сериальным законам с резкими поворотами сюжета и цепляющими заходами в конце каждого эпизода. Глуховский закрутил интригу и выдержал напряжение, а в процессе записи показал себя еще и как драматический чтец (в отзывах на сериал примерно каждый второй слушатель отмечает его исполнительское мастерство). Заглавный трек и музыку записал тогда рэпер Тима Белорусских. Проект взлетел и создал среди больших писателей своего рода моду на аудиосериалы. Второй «Пост», похоже, обойдет первый по всем статьям. Еще более выверенный и авторски продуманный «Пост. Спастись и сохранить» можно слушать и как самостоятельное произведение, и как продолжение первой истории. На этот раз действие движется не с погранзаставы в Московию, а обратно под фольклорные композиции хора Omut Quartet и невероятный голос оперной дивы Аиды Гарифуллиной, которая специально для «Поста» записала народные песни в несвойственной для себя манере. «Фольклор — это песни, наполненные любовью и нежностью, исполнение забирает всю твою душу, — объясняет Гарифуллина. — Неожиданно смелое решение — использовать фольклор в постапокалиптичном произведении».
Музыка, прошедшая сквозь время, здесь неслучайна. «Мы хотели смешать архаику и постмодерн, музыку, неотрывно связанную с прошлым, и жанр, повествующий о будущем. Мы совместили, казалось бы, несовместимое — самый техногенный жанр и самое традиционное искусство — и уверены, что в очередной раз сделали очень крутой проект», — комментирует Борис Макаренков, гендиректор Storytel.
Но все это оформление в первую очередь играет благодаря самой истории. Глуховский написал действительно глубокий роман, вложив в него и философские размышления, и христианский символизм, и осмысление сегодняшней истории, и языковую стилизацию. Нет сомнения, что опыт чтения для первого сезона «Поста» дал писательскому опыту Глуховского новый импульс: текст стал прозрачнее, а сюжет — архитектурнее.
«Надежно защищенная со всех сторон охранными постами и казачьими войсками, стоит тысячелетняя Москва. Внутри трех колец московской обороны — и за Кремлевской стеной, — дворец. Во дворце — Государь Император награждает лучших из лучших, храбрейших из храбрых, цвет офицерского корпуса, опору и надежду престола», — попробуйте наложить на эту часть аннотации кадры из «Сибирского цирюльника» Михалкова, чтобы лучше представить себе молодых офицеров Юру Лисицына и Сашу Кригова. Им предстоит по очереди покинуть нарядную столицу с парадами, Императорским балетом (где служит тоненькая балерина Катя) и балами в «Метрополе» и отправиться за мутную Волгу с непроницаемыми парами ядовитого тумана, где сгинули все, охранявшие княжеские рубежи. Государь вроде и не верит в заговор, вину батюшки и одержимых, но приказывает выяснить правду.