Тартар из свеклы в Челябинске, эклеры с грибами в Питере: как проходит Российский ресторанный фестиваль 2020
Пятый, юбилейный фестиваль должен был пройти еще весной, но из-за пандемии классический формат проведения РРФ был адаптирован к карантинным условиям и получил приставку Home Edition. Целый месяц, пока москвичи сидели в изоляции, рестораны готовили фестивальные сеты на доставку. При этом в цену каждого сет-меню были заложены 300 рублей, которые отправляли на выплату заработной платы сотрудникам закрытых ресторанов или на покрытие аренды. А на прошлой неделе стартовала классическая версия РРФ — сегодня попробовать сеты можно в самих ресторанах, и не только в Москве, но в 35 городах страны, от Владивостока до Калининграда. Но и формат доставки не канул в Лету — в партнерстве с «Яндекс.Еда» некоторые рестораны отправляют фестивальное меню домой или в офис.
«РРФ стал действительно любимым проектом сотен тысяч людей по стране. Наверное, четыре года назад затея казалась странной — никто не верил в нужность такого проекта, все были уверены, что [только] Москва и Санкт-Петербург готовы принять такое. В итоге в лидерах по результатам оказываются рестораны практически из всех мегаполисов, а люди действительно летают по стране пробовать сеты и изучать города», — говорит основатель фестиваля Александр Сысоев.
Главная сложность организации такого фестиваля в том, насколько из Москвы можно контролировать исполнение обязательств ресторанами в разных уголках России, насколько ответственно относятся к составлению сета заведения в условном Ижевске. А ведь сет-меню может быть откровенно невкусным, а критиковать гости будут скорее не сам ресторан, а фестиваль. С этой задачей, по заверениям организаторов, они справляются. «Сложности все те же: контроль и одномоментный запуск сразу в 35 городах (в прошлом было 30). Все остальное с каждым годом дается гораздо проще: поток заявок растет, мне уже не нужно объяснять суть проекта, так что 500 с лишним мест мы набрали быстро, отсеяв из 900 писем самые интересные. Ну и у нас сильные партнеры», — объясняет Сысоев.
Целесообразно ли делать фестиваль именно сейчас? Создатели другого крупного мероприятия про еду — Московского гастрономического фестиваля, который проходит ежегодно с 2005-го, — решили отказаться от его проведения в этом году, потому что «проведение мероприятий с массовым посещением ресторанов в конце этой осени — некорректно и неэтично». Именно так прокомментировал отмену МГФ 2020 его президент Игорь Губернский.
По словам Сысоева, решение провести РРФ осенью было взвешенным: «Подготовку мы начали в августе — уже все рестораны соблюдали правила безопасности, раздвинув столы и надев маски на всех сотрудников, а количество случаев [заражения] было гораздо меньше показателей весны. И на начало фестиваля статистика была гораздо лучше весны, а запросов от обычных жителей городов и рестораторов было очень и очень много».
Принять участие в фестивале охотно согласились не только небольшие заведения, но и крупные ресторанные холдинги. Тяжелые для бизнеса карантинные месяцы сменились отсутствием иностранных гостей, а поправить положение может только внутренний туризм, подспорьем которого постепенно становится гастрономия.
«Изначально миссией было повышение культуры еды вне дома и развитие внутреннего гастрономического туризма. Сейчас добавились функции узнать все новые места, открывшиеся за год, и поддержка бизнеса — после карантина новые, да и старые гости [ресторанам] необходимы», — отмечает Сысоев.
Механика фестиваля проста: каждый ресторан-участник готовит сет-меню из трех-пяти блюд в одной из трех ценовых категорий на выбор: 790, 990 и 1490 (а иногда и 2490) рублей. Forbes Life собрали самые интересные сеты из разных уголков страны. «Я рекомендую отправиться в те города, в которые вы давно хотели: хотели увидеть и изучить конструктивизм, летите в Екатеринбург, не были семь лет в СПб, берите билет на «Сапсан», мечтаете о море — в Сочи. Из 35 городов есть что выбрать, а сеты нигде не подведут», — уверен основатель фестиваля.