«Конструктор» за $1,2 млн: кто и как зарабатывает на советском наследии
Наталья Литвинская
Основатель Галереи имени братьев Люмьер, занимающейся классической фотографией ХХ века, главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер, издатель монографий советского периода фотографии.
Галерея имени братьев Люмьер основана в 2001 году. За 20 лет ее существования более половины продаж пришлось на советских классиков, которые были очень востребованы и музейными, и частными коллекциями. Продажи идут стабильно, но вторичного рынка фотографии за все эти годы так и не сложилось — несколько арт-ярмарок, которые проходят у нас, не могут выделить фотографию в отдельный сегмент. Однако фотографии ищут и покупают, рынок винтажного советского отпечатка мал, но стабилен в спросе много лет.
Самый яркий и востребованный период — авангард, как и в других видах искусства, он всегда привлекает внимание. Аукцион Masterpieces of Design and Photography в Лондоне, прошедший 6 марта 2019 года, принес нам £947 250 за одну из главных работ Эль Лисицкого «Конструктор». В апреле 2019-го «Пеликан Тинте» Эль Лисицкого был продан за $465 000. Такой ажиотаж возник и из-за происхождения лота из коллекции Манфреда Хайтинга, известного своим энциклопедическим знанием об истории фотографии. Октябрьские торги 2019 порадовали собирателей работ советского конструктивиста Александра Родченко. «Девушка с лейкой» из коллекции семьи Родченко ушла в Нью-Йорке за $519 000. Все эти цифры радуют глаз тех, кто уже обладает артефактами, но пугают тех, кто только пытается встать на этот путь.
На сегодняшний день в нашей галерее собрано портфолио работ лучших из лучших авторов советского периода ограниченного тиража — весь необходимый провенанс присутствует и в сертификате, и на обратной стороне каждого отпечатка. Именно ешение о выпуске современных отпечатков совместно с владельцами авторского права позволило создать рынок отечественной фотографии в Москве, проводить выставки в Центре фотографии и предоставлять работы из коллекции галереи и наших клиентов в Русский музей, Третьяковскую галерею, а также на крупнейший фестиваль фотографии в Хьюстоне. Мы помогаем разобраться тем, кто только входит на путь коллекционирования, выбрать жанр, направление и того автора, который поможет полюбить этот вид искусства так же, как любим его мы.
Дмитрий Октябрьский
Бизнесмен, коллекционер ретроавтомобилей. Собрал крупнейшую в мире коллекцию советского автопрома — более 500 единиц техники. Член Российской автомобильной федерации, соорганизатор Ралли клуба классических автомобилей. Основатель и руководитель музея «Моторы Октября» (Москва), Сочи Автомузей (Адлер), выставочного проекта Motion (Санкт-Петербург).
Автомобили и мотоциклы всегда ассоциировались у меня со свободой — я покупал современные, модные, мощные. Но в какой-то момент этого стало не хватать, я задумался, как еще можно «выделиться»? И нашел ответ — ретроавтомобили. В 2002 году купил первый «Москвич», потом «Волгу», затем — «Победу», а позже несколько иномарок. Но советские машины мне нравятся больше, они насыщены воспоминаниями, ностальгией. Как-то моя хорошая знакомая сказала, что в Ленинградской области, при расчистке территории от старых гаражей нашли старую бесхозную «Волгу». Мне предложили забрать машину бесплатно и я решил, почему бы не взять — в конце концов, можно использовать для запчастей. Когда ее привезли, выяснилось, что это редкая модель «Волги» первой серии, выпущенной в 1957 году. Так в моей коллекции появилась чуть ли не самая первая на планете «Волга».
При реставрации машин мы находим множество интересных вещиц. Например, открываем сиденье в автомобиле, а там бутылка водки тех времен спрятана или запонка золотая, или сережка с бриллиантом, или старые советские деньги. Все эти находки мы выставляем на специальном стенде при реставрационной мастерской.
Коллекционирование ретроавтомобилей — очень дорогое занятие. Важную роль играет стоимость самого предмета (В среднем 5 млн рублей за ретроавтомобиль). Большим спросом пользуются машины представительского класса: ЗИСы и ЗИЛы. Их мало, они дорогие и относительно редкие. Также стабильным любимчиком среди массовых советских авто является ГАЗ-овская линейка, в первую очередь, конечно, ГАЗ-21 «Волга». Даже если я не хочу приобретать конкретную машину, но мне ее предложат практически бесплатно, я ее куплю. Я так часто приобретаю наши советские «Волги» и «Победы». Мне их жалко, и я беру — так в моем гараже оказалось более 30 одинаковых авто. Зачем мне это? Я спасаю машины в надежде, что их у меня потом кто-то купит хотя бы за ту же цену. Остро стоит вопрос хранения — вместе с авто нужно купить и место его стоянки, обязательно крытое и отапливаемое помещение площадью минимум в 20 кв м. Если картину, книгу и прочие предметы коллекционирования можно повесить или поставить на полку, и далее они не требуют особого ухода, то машина нуждается в постоянной заботе.
Я перестал пополнять коллекцию, когда число автомобилей в ней перевалило за 350 единиц. Продавал свою коллекцию дважды. В первый раз продал значимую часть собрания, после чего вновь накопил автомобили, сформировал новую коллекцию и опять распродал. Все, что хотел, я давно купил. После этого нужно было придумывать что-то другое, и так из коллекционера я превратился в музейщика. Потому что обладание предметами меня уже не так сильно волнует и радует, как демонстрация экспонатов другим.
В автомузее «Моторы Октября» треть машин — мои. Остальные принадлежат другим коллекционерам, моим друзьями и людям, которым не все равно. В собрании самые дорогие автомобили — это марка ЗИС. Цена таких машин колеблется от $300 000 до $350 000. Стоимость моего автопарка, согласно сегодняшним ценам, а они низкие сейчас, достигает 150-200 млн рублей.
Ольга Солдатова
Художник и дизайнер, окончившая МАрхИ и учившаяся искусству мозаики в Равенне. Мозаика — главный объект экспериментов Солдатовой: она складывает полотна из бисера, смальты и камня. Солдатова работала в различных городах, от Гонконга до Парижа, делала крупные заказы для аэропортов, а ее выставки проводили Музей архитектуры им. Щусева и Muzivim Gallery.
В институте я уделяла особое внимание советскому периоду архитектуры и искусства. Первые пятилетки, манифесты новой жизни, удивительная, никому не подражающая архитектура, — энергия на этих изображениях била ключом. Меня привлекают мечты и полет фантазии. Неудивительно, что мое творчество напоминает то время.
Занимаясь модой в 1990-х, я делала вещи подчеркнуто авангардного стиля. Шинели с бисерными вышивками, телогрейки из цветной ткани, похожей на фольгу, галифе, шапки-ушанки, планшеты, вышитые знаки, много красных звезд. К звездам и самолетам у меня давняя детская любовь. Папа был военным авиаинженером и конструктором. Я с нежного возраста видела самолеты. Моя «октябрятская» звезда из кристаллов — тоже память о детстве. Каждый вечер, готовясь к утреннему походу в школу, я пришивала накрахмаленные манжеты и воротничок, а на платье — брошь. Я придумала и сделала звезду примерно 15 лет назад, она сразу же стала очень популярной, и все 15 лет пользуется постоянным спросом. Понятно, почему ее любят русские и бывшие советские люди, но такого успеха у иностранцев я не ожидала. Постепенно на моих работах все чаще стали появляться цитаты из советского искусства: самолетик с мозаики Александра Дейнеки, принт оловянного солдатика, вышитый на всю грудь профиль солдата со станции метро Таганская-кольцевая. Элементы для декора аксессуаров, планшетов и сумок я нашла на потолке метро Маяковская — мои любимые овальные мозаики Дейнеки.
Что касается востребованности советского искусства, у меня было много выставок и на родине, и за рубежом. Одной из ключевых стала экспозиция «Соц-арт». Она проходила в Третьяковке, затем в Париже. Все мои произведения отлично продаются и в России, и в других странах. При этом я совсем не считаю, что копирую или повторяю шедевры советского искусства. Я продолжаю традиции, транслирую их в современном искусстве постмодернизма — иногда с восхищением, а иногда и с небольшой иронией.
Алина Федорович
С 2016 года главный хранитель музейных предметов в «Музее Москвы».
В круг интересов музея входят социальная история, история повседневности, личные и семейные истории горожан. Свою задачу музей видит в расширении коллекций, отражающих уклад московской жизни и своеобразие города в различные исторические периоды. Можно сказать, коллекционируя вещи, мы коллекционируем и смыслы. Собирая свидетельства материальной культуры определенного отрезка времени, мы не стремимся гнаться за шедеврами, так как именно продукция массового производства точнее отражает стиль и дух эпохи. Из коллекции фарфора и стекла Музея Москвы, насчитывающей более 8 000 предметов, я выбрала несколько, которые становятся проводниками во времени.