Место силы. Как устроены «Патрики» и сколько здесь стоит счастливая жизнь
Москва — один из самых неоднородных мегаполисов мира. Поиск комфортной среды здесь становится одной из сложнейших задач для ее жителя, и это никак не связано ни с его уровнем дохода, ни сферой деятельности. Внутригородская миграция столицы, на первый взгляд, напоминает бессистемное метание мошкары в моменты вечерней прохлады. В погоне за счастьем (если проще —удовлетворением собственных потребностей) люди совершают многокилометровые путешествия по транспортным рекам города и тратят на это почти все свое свободное время.
Современная карта московской агломерации уже не делится в умах людей на округа, районы, микрорайоны и кварталы. Есть другая карта — ментальная. Это карта мест, в которых комфортно конкретному индивиду. Они связаны именно с его потребностями — а не экологией, инфраструктурой или транспортной доступностью. В такой карте не работают градостроительные, земельные или иные законы.
«Патрики» — это район, который собрал в себя все клише о современной светской Москве. Место, в котором за одни только теплые летние выходные на бетонную плитку первой волны реновации расплескивается годовой бюджет среднего по размерам провинциального города. Район, в котором с пятницы на субботу попадаешь в пробку из людей, одетых моднее, чем на неделе моды в Нью-Йорке, а заходя в «Макдоналдс», чувствуешь себя как на подиуме последнего показа Vetements. Четыре с половиной улицы столицы, вечернее пребывание на которых с бокалом в руке обходится больше прожиточного минимума.
Евгений Асс, живущий здесь архитектор, в одном из интервью рассказывает, что «Это место действительно притягивает людей — здесь замечательные гуляния и весь набор градостроительных элементов: бульвар, улица, площадь посередине. И есть достаточное разнообразие всех форм поведения, которые необходимы в городе».
И это тоже правда.
Таймлайн последних пяти лет
2010: на излете лужковского времени здесь то продолжается, то заканчивается война с уличными столиками. Среди действующих лиц звучат неизвестные уже сейчас «Крылов» и «Сулико». Скоро придет ресторатор Илья Тютенков и задаст здесь новые стандарты: Uilliam's, Pinch и «Уголек», который, правда, расположен пониже, на Никитской.
На волне урбанистического энтузиазма Сергея Собянина в 2011-2013 годах «Патрики» тоже начинают меняться. Здесь перекладывают асфальт и возникают стихийные импровизированные публичные пространства. Местные кафе и рестораны еще стали центром московской вселенной, но понемногу начинают оттягивать внимание на себя. «Практика» уже заработала стабильную аудитории. У ММОМА здесь не самая популярная площадка, но все же показывает достойные выставки. В «Клаве» все танцуют по пятницам, а во франшизе Conversation стараются красиво обедать и завтракать по выходным.
2014-2015: Патриаршие понемногу зарабатывают репутацию Московского Сохо: выпить и посмотреть на красивую жизнь сюда приезжают со всех концов города. Для демократичных весельчаков по-прежнему работает «Клава», мечтающим об Америке — Saxon и Parole (открылся в 2013), пиццерия Bro&n (откроется в 2017-м), расположенные поблизости Pinch (открыт с 2015-го) и компания. Патриаршие — уникальный для Москвы район с торговыми пространствами на каждом первом этаже жилых домов, и эти пустые первые этажи становятся питательной средой для новых клубов и ресторанов: каждое окно в пятницу вечером шумит, а все желающие уже не вмещаются в заведения на Бронной и начинают пить на соседних улицах. Постепенно к пьющим на прудам студентам прибавляются изящные бегуны и тусовщики.
2016: Не стоит забывать, что Патриаршие вместе с тем — один из районов с самым прочным местным сообществом Москвы, со своей газетой, благотворительными фестивалями и малыми бизнесами здесь же. Усталые от повышенного внимания жители протестуют и называют понаехавших «саранчой» — требуют, чтобы рестораны закрывались в 11 часов и приезжающие гости из других районов столицы дали им возможность жить спокойно. Ксения Собчак в своем интервью заявляет, что это «суперэлитный район только в представлении людей, которые живут на выселках Москвы». Здесь, по мнению Ксении Анатольевны, живет средний класс, выбирая «вариант бюджетный, но не стыдный — консьержа не будет, парковки тоже, в подъезде иногда будут ходить по-маленькому, но какой же я модный».
2017-2018: на Патриаршие приходит «Моя улица». Параллельно активность местных жителей смещается от собственно прудов в сторону условно Сытинского переулка, где работает демократичное кафе David B (2015) и ресторан Tilda (2017), а затем открывается и Bowlroom (2018).
География района и стоимость жилого фонда
Современный район Патриарших прудов — это клочок земли Пресненского района, внутри Садового кольца, ограниченный Тверской улицей, одноименным бульваром и малой Никитской, площадью не больше четверти квадратного километра и одной из самых высоких плотностей жилой застройки, а стоимость квадратного метра недвижимости как в новом, так и в старом фонде сравнима со средней стоимостью садового участка в радиусе получаса езды от столицы. А ведь в этом районе вы даже не найдете жилых комплексов с приватной территорией, консьержем, лобби и подземным паркингом.
По данным аналитиков, в Пресненском районе сосредоточено более 50% жилого фонда ЦАО.
Средняя стоимость квадратного метра жилья, по данным «Яндекс-недвижимость», составляет более 526 000 рублей, а средняя стоимость аренды однокомнатной квартиры — 98 000.
Почему люди готовы платить эти деньги
Вопреки информации, блуждающей по страницам городских журналов и лентам модных блогеров, формирующих общественное мнение, Патриаршие пруды — это далеко не только рестораны, бары, флагманские шоу-румы известных брендов и самое эффектное место для фешен-съемки. Это место, по площади сравнимое с дачным кооперативом, одно из немногих истинно «московских» мест города, которое уникальным образом дошло да нас с минимальными потерями по сравнению с остальными районами столицы, а преобладающему большинству местных жителей очень далеко до рейтингов международных бизнес-изданий.
Что же привлекает людей и почему они выбирают это место для жизни, а самое главное, готовы за него столько платить?
Городская структура Патриарших, как ни парадоксально, пронизана либеральностью. Это незаметно с первого взгляда, но это основа формирования феномена «Ментальных Патриарших».
Либеральность города — это масштаб, комфортный для жизнедеятельности человека и неограниченное количество поведенческих сценариев.
Масштаб городской среды и ее разительные отличия от окружающих районов дает жителям точные границы функционирования локального сообщества, в котором поведенческие привычки формируются на основе территориального принципа. Масштаб района настолько человечен, а инфраструктура настолько разнообразна, что людям попросту не нужно искать альтернативы в смысле других районов для удовлетворения ежедневных потребностей.
Кто здесь живет
В начале дня на пруду преобладает комьюнити собачников и любителей утренней пробежки, в которых участвуют народные артисты, старожилы Патриарших, дети бизнесменов из верхних строчек Forbes и жены федеральных чиновников. В середине дня, после окончания школьных занятий, на основных детских площадках начинают слышаться мультилингвальные детские голоса, а во дворе на Большой Бронной начинаются футбольные матчи, в которых принимают участие дети, освободившиеся после занятий в синагоге через дорогу и дети из школы номер 2123 имени Мигеля Эрнандеса в соседнем переулке. Ближе к вечеру на неспешную прогулку по переулкам выходят старожилы Патриарших и научные сотрудники Института Африки РАН. После окончания спектаклей на летних верандах слышатся жаркие обсуждения свежих постановок театра «Практика», театра на Малой Бронной, театра имени Пушкина и театра Моссовета.
Люди неспешно возвращаются домой, обязательно купив сезонные цветы у пожилого продавца у дома номер семь по Большой Бронной и сезонные ягоды в палатке возле «Алых Парусов».
Как район меняет человека
Пребывая в такой среде достаточное количество времени, «бытовая либеральность» проникает внутрь сознания вне зависимости от статуса, финансового положения и политических взглядов. Она дает возможность параллельного функционирования разным группам людей на одной территории в открытой социокультурный среде в равной степени комфорта.
Назначая встречу с друзьями в баре в Большом Палашевском переулке или деловой бранч на Малой Бронной, вы, житель Патриарших, приглашаете коллегу или друзей к себе домой. Выгуливая вечером собаку по маршруту от Тверского бульвара к пруду и обратно, вы встречаете по дороге соседей или гостей.
Рассуждая о Патриарших прудах в такой парадигме, стоимость квадратного метра жилой площади отходит на второй план, а регулярные воскресные интервенции Сан-Тропе на Малой Бронной вызывают скорее чувство умиления, чем раздражения.