Forbes Life обсудил рынок российского современного искусства в 2018 году
По данным исследовательского агентства InArt, продажи на ярмарке Cosmoscow составили €1,3 млн. О чем говорят эти цифры, что происходит на рынке современного искусства — Forbes Life обсудил с галеристами, искусствоведами, коллекционерами и руководителями музейных коллекций.
Модератором дискуссии стала Яна Жиляева, шеф-редактор Forbes Life. Открыла обсуждение Маргарита Пушкина, основатель и владелец ярмарки Cosmoscow, отметившая, что согласно исследованиям, которые ярмарка проводит вместе с проектом InArt, в 2017 году результатами своих продаж поделились 75% галеристов. В этом году в исследовании приняли участие 90% галерей. «Прозрачность осуществляемых сделок стабилизирует рынок, вселяет уверенность в участников, — заметила Маргарита Пушкина. — Мы стремимся к консолидации, укреплению и развитию российского арт-рынка. Ярмарка растет и развивается параллельно, одновременно с рынком. Мы не стремимся стать ярмаркой-блокбастером. Мы делаем акцент на качество, а не на размах. Среди художников растет число авторов моложе 35 лет. В 2017 году — 36% (и 52% от 35 до 50), а в 2018-м — 41% (и 44% от 35 до 50 лет). Растет число участников. В 2017 году 54 галереи представляли работы 175 авторов. В 2018 году 66 галерей продавали работы 239 авторов. Если говорить о моих впечатлениях, то я вижу новые лица, новых коллекционеров, галеристы устанавливают новые контакты. Иностранные СМИ отмечают, что Cosmoscow обладает яркой индивидуальностью. Галерейные продажи за год выросли на 6,7%. В этом году в сумме они составили €1,3 млн. Понять, много эти или мало в реалиях нашей страны, — вот цель нашего разговора».
Владимир Смирнов, член попечительского совета ярмарки, основатель Фонда поддержки современного искусства Владимира Смирнова и Константина Сорокина, так оценил значение ярмарки Cosmoscow для развития рынка современного искусства в России: «Такая площадка необходима нашей стране, это ценная инициатива для этого места и этого времени. Все развивается постепенно. Нельзя сравнивать тех, кто только начинает, с теми, кто существует на рынке десятилетиями».
Сергей Попов, владелец галереи pop/off/art: «Формат участия в Cosmoscow для российских галерей с ограничением не более двух художников на стенде оправдал себя. Как показывает практика, это делает стенды крепче, ярче, заставляет галеристов концентрироваться. Есть художники с низким и высоким коммерческим потенциалом. В этом году мы распродали большую часть работ, представленных на стенде. В следующем году у нас будет сольный стенд одного художникам. Мы его уже выбрали. Нужно ли считать рыночные показатели? Это необходимо. Да, €1,3 млн — это скромно, но мы можем быть уверены в этих цифрах. В мультфильме «Козленок, который считал до десяти» стоило козленку посчитать всех пассажиров лодки, как она сразу же перестала тонуть».
К дискуссии по cкайпу из Лондона присоединился Игорь Цуканов, коллекционер, меценат, глава Tsukanov Family Foundation: «На аукционах сейчас покупателей гораздо меньше интересует современное искусство, чем искусство конца XIX — начала XX века. В России существует небольшое число галерей современного искусства. 90% продаж делают 4-5 клиентов».
Григорий Орехов, художник, владелец Orekhov gallery, установившей рекорд продаж на Cosmoscow-2018 (его скульптура Agatha была продана за €50 000): «Благодаря Cosmoscow у нас заметно растет число покупателей».
Елена Селина, основатель и владелец XL галереи, сообщила, что ей пришлось даже сдать билеты в Лондон на Frieze, так как у нее было очень много дел в Москве — нужно было закрывать сделки после Cosmoscow.
Ксения Подойницына, владелица «Галереи 21», основатель аналитического агентства InArt: «Иметь 4-5 постоянных клиентов — это «золотое правило» любого галериста. Но общий список коллекционеров российского современного искусства больше 200 человек. InArt — это не только аналитика. Это база из 1500 современных российских художников, основываясь на которой, мы считаем объем российского рынка современного искусства за год. Он включает и аукционные продажи, и результаты Cosmoscow. В 2017 году, по нашим данным, объем рынка составлял €20,3 млн. В 201-м — €22,41 млн. Это рост на 20%».
Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»: «Ярмарка занимает важное место в структуре арт-рынка. Она проходит регулярно. Она демонстрирует рост. Она стабилизирует рынок. Мы видим, что галерей становится больше».
Михаил Сидлин, арт-критик: «Мы видим непостоянство в списке топ-художников на ярмарке Cosmoscow. По сравнению с ярмаркой 2017 года в 201-м не было «голубых фишек» нашего арт-рынка».
Михаил Каменский, искусствовед: «Cosmoscow действует как институциональный лидер. Ярмарке удалось построить успешную модель. Сторонний наблюдатель смотрит на арт и на публику с одинаковым интересом. Ярмарка дает ежегодное ощущение полноты жизни. Рынок — это любовник, который вот-вот должен прийти и одарить подарками. Пока воздействие этого любовника соизмеримо с комариными укусами».
Что делать, чтобы рынок развивался?
Ксения Подойницына: «Раскрывать цифры. Нужна вера российских коллекционеров в российских художников».
Сергей Попов: «Если сравнить Cosmoscow с «Арт Москвой» по динамике объемов продаж, то мы сейчас на уровне 2004 года. Растет количество галерей. На Cosmoscow-2018 было много новых имен, молодых художников. Когда проводилась «Арт Москва», было принято жаловаться, что ярмарка показывает постоянно одни и те же топовые имена. Сейчас, выбирая художников для стенда, мы всегда думаем о том, кто из них соответствует динамике ярмарки, рынка. Или о том, что кого-то из художников нужно «подтянуть» до этого уровня. Аукционам важно продать здесь и сейчас. Галеристам важна работа на перспективу. Огромное количество новых коллекционеров. Это безусловная заслуга Cosmoscow. Мы тоже активно закрываем продажи еще несколько месяцев после ярмарки. Тренд на регионы».
Владимир Смирнов: «Рынок есть. И он находится в стадии развития, а не в стадии стагнации».
Влияние Cosmoscow на развитие современного искусства в России отметила Ирина Горлова, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи: «Про продажи я сказать ничего не могу, но мне кажется важным, что Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow занимается не только организацией ярмарки, работой с коллекционерами и галереями, но и поддерживает молодых художников, развивает партнерские отношения с российскими музеями, проводит продуманные образовательные программы. В прошлом году фонд передал в дар Третьяковской галерее несколько ключевых произведений Андрея Кузькина. Этот вклад в коллекцию очень важен для нас, ведь в собрании галереи до этого, за редким исключением, не было работ авторов поколения 2000-х годов.
Можно подумать, что, сотрудничая с музеями, Cosmoscow прежде всего преследует цели повышения статуса художников, произведения которых оказываются в государственных собраниях, тем самым помогая их продвижению и на рынке. Но надо отметить, что фонд не навязывает конкретные работы, право выбора автора и произведений остается в данном случае за музеем. А для музейных специалистов показатели коммерческой успешности и востребованности работ на рынке не играют значимой роли».
Надежда Степанова, арт-директор Института русского реалистического искусства, основанного Алексеем Ананьевым, отметила: «В 2016 году сразу после Cosmoscow в собрание ИРРИ попала работа Семена Файбисовича «Ожидание» 1989 года. Она была одним из хитов ярмарки, и мы сразу же поместили ее в постоянную экспозицию. В этом году в нашей коллекции появилась работа Павла Отдельнова «Опасная зона». Ее на ярмарке выставляла галерея JART. Уже сейчас мы выдаем ее на внешние выставки — ближайшая пройдет в ММСИ в начале следующего года».
Настроение вечера создавали коктейли французского дома Remy Martin.